Шестиклассник Артём Кулаков внимательно следит за дорогой. За окном кабины электровоза зима – не такая, как у нас сейчас, а настоящая, со снегом и морозом. Путь пролегает по нашему родному Черноземью. Скоро очередная станция – снижаем скорость.
Юный машинист понимает, что на рельсах наледь – значит, нужно применить специальный, зимний режим торможения и нажать на панели управления кнопку «Песок». Поезд оснащён специальными песочницами, из которых через трубки на рельсы сыпется песок, усиливая сцепку колёс. Артём мечтает стать машинистом, поэтому уже второй год учится в РЖД-классе.
Тренажёр для отработки действий машиниста и его помощника в различных ситуациях и погодных условиях появился в школе № 36 в этом учебном году, как и тематический кабинет юных железнодорожников, в котором его установили. Оборудование предоставлено компанией «РЖД».
«Специализированный класс открыт 1 сентября 2023 года, он единственный на Белгородчине такого профиля. Первые шаги в изучении отрасли железнодорожного сообщения ребята сделали будучи пятиклассниками. А в этом учебном году занятия стали ещё более интересными, ведь теперь у юных железнодорожников есть свой просторный кабинет. Открывали его под руководством Павла Иванова. До недавнего времени он руководил Юго-Восточной, а сейчас занимает должность начальника Московской железной дороги. Для Павла Алексеевича было важным создать такой профильный класс именно в нашей школе, поскольку её история тесно связана с железной дорогой», – рассказывает директор школы № 36 Мария Ревякина.
Учебное заведение, которое существует уже 120 лет, раньше было железнодорожным лицеем. Подчинялось непосредственно управлению железных дорог.
От путейца до диспетчера
Азы железнодорожных профессий ученики 6 «В» познают под руководством заместителя директора школы Артёма Булгакова. Педагог старается построить урок так, чтобы максимально заинтересовать ребят. Для него важно нестандартно организовать учебный процесс. Поэтому зачастую это не обычные уроки, а интерактивные занятия, которые дети очень любят. Именно такой подход к работе Артём Андреевич использовал, работая в лагере «Бригантина Белогорья» в Крыму. К примеру, когда я зашла в гости к юным железнодорожникам, ребята были увлечены обучающими настольными играми.
«Многие дети не знают, представители каких профессий, кроме машиниста, его помощника и проводника, задействованы на железной дороге. А ведь это множество специалистов, например, электромеханик контактной сети, связист, поездной диспетчер… В изучении темы нам очень помогает справочник «Профессионалы железной дороги», который издала компания «РЖД». А ещё практически каждый месяц к нам в школу приходят сотрудники ЮВЖД. Они рассказывают детям о том, как важен труд каждого сотрудника – от путейца до диспетчера», – подчёркивает Артём Булгаков.
Я поинтересовалась у ребят, почему они выбрали класс РЖД. Оказалось, что в семьях некоторых есть железнодорожники. А кто-то хочет стать в этом смысле первопроходцем. К примеру, папа Анастасии Сорокиной работает главным регулировщиком. А у Екатерины Селезнёвой не только родители, но и бабушка с дедушкой посвятили свою жизнь железной дороге.
«Мечтаю быть проводницей. Считаю, что это очень важная сфера, ведь благодаря поездам тысячи людей и множество грузов каждый день преодолевают большие расстояния», – говорит Катя.
А Константин Шмелев планирует стать специалистом в области информационных технологий в «РЖД». Такие сотрудники там тоже востребованы.
История и современность
В специализированном кабинете, кроме учебного пространства, есть зона отдыха. На одной из стен – карта со схемой российских железных дорог. А меня заинтересовала экспозиция, где представлены некоторые детали железнодорожного полотна и подвижного состава, например, часть рельса, крепления для шпал или тормозной шланг, который официально называется «рукав соединительный для тормозов». И это не просто выставочная витрина – всё оборудование ребята изучают на уроках. Рядом – инвентарь работников, например, сигнальные флажки, с помощью которых проводники дают знать машинисту, можно ли начинать движение. Здесь же предметы экипировки железнодорожников. Кстати, ученики 6 «В» могут похвастать собственной фирменной атрибутикой – это тематические футболки, которые им подарила компания «РЖД».
Уютно устроившись на мягких пуфах, ребята в свободное время могут почерпнуть немало интересных исторических и современных фактов о железной дороге из книг, изданных специально для детей. Есть методическая литература по этой тематике для педагогов. На стеллажах напротив расположены макеты локомотивов, вагонов и даже целых станций и вокзалов. Часть этого оборудования предоставлена компанией «РЖД» в уже готовом виде, а некоторые экземпляры ребята создали своими руками из специальных картонных заготовок.
Для Артёма Булгакова история российских железных дорог имеет особое значение. Его прабабушка Раиса Маслянникова, труженица тыла и ветеран труда СССР, принимала участие в строительстве легендарной дороги Старый Оскол – Ржава. В это время прадедушка Андрей воевал на фронте. Получил тяжёлые ранения, но вернулся победителем. В числе его наград – орден Красной Звезды.
«Раиса Васильевна всю жизнь посвятила железнодорожному транспорту – ещё до войны, лет в 17, начинала проводником, а после Победы до самой пенсии работала в профильном управлении при депо. В качестве семейной реликвии дома у нас хранится прабабушкин китель. Мы планируем создать в школе музей «РЖД». Когда будем оформлять экспозицию, дополню её этим дорогим мне экспонатом», – отмечает Артём Андреевич.