Выставка Марии Васиной «Куклы – это серьёзно!» открылась в Центральной библиотеке имени А.С. Пушкина. Художница представила традиционные куклы и глиняные игрушки Калужской области, самобытные авторские работы. Некоторые образы напоминают о подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Есть несколько композиций, в которых Мария Васина воплотила сюжеты фотографий из своего семейного архива.
Мария Борисовна работает учителем технологии в школе № 12 Обнинска. Она член Союза художников Московской области. Говорит, что к рукоделию её приучали с детства. Помнит, как ещё малышкой вместе с мамой создавала куколок из ниток.
«Когда я стала изучать историю традиционной народной куклы, в первую очередь обратила внимание, конечно, на тряпичные куклы. Их разделяли на обрядовые, и игровые. И те, и другие представлены на выставке. Говорят, что и обрядовые позже отдавали детям для игры, но их могли и ликвидировать. На самом деле кукол в прежние века делали не только из ткани. В бедных семьях, как правило, лишнего лоскутка ткани не было. Зато наш регион богат месторождениями глины. Из неё и делали игрушки детям. Широкую известность получила хлудневская глиняная игрушка. В XIX веке она бытовала в деревне Хлуднево Думиничского района Калужской области. Крестьяне воплощали в миниатюрах традиционных для их обихода персонажей: петухов, коней, коз, коров, медведей, всадников, а также женские образы с детьми в руках или живностью», – рассказывает Мария Васина.
Кроме привычных нам, старооскольцам, игрушек-свистулек в тех краях делали и погремушки, которые называли грематушками. А ещё отличительная особенность хлудневской игрушки в том, что мастера создавали целые композиции: одно изделие содержало целый набор предметов, которыми могли играть дети и по-разному их сочетать.
«Когда стала изучать историю нашей глиняной игрушки, этот промысел меня покорил своим многообразием, изяществом и филигранностью деталей. Мне захотелось самой воплотить некоторые традиционные образы. Но лепить из глины научилась не сразу. Поэтому решила создать аналоги таких игрушек из текстиля. Получилось оригинально. Моим внучкам очень понравилось ими играть! Разнообразие игрушек даёт волю безграничной детской фантазии. Потом стала брать уроки лепки – так в моей коллекции появились и глиняные игрушки», – отметила Мария Борисовна.
Калужский регион всегда славился бескрайними полями льна. Поэтому незамысловатых кукол женщины в XIX веке часто делали из льняной кудели – на скорую руку, когда были заняты вычёсыванием стеблей льна: их разделяли на отдельные волокна, из которых потом пряли пряжу. Как правило, эту работу выполняли молодухи – женщины, не так давно вышедшие замуж и родившие первенцев. Они собирались вместе – общались и чесали лён, а рядом, под их присмотром, играли дети.
Во многих регионах России были распространены традиционные куклы-младенцы в пелёнках. Но только в Калужской области для них делали люльки – по технике изготовления они напоминали лапти. Экземпляр такой куколки тоже представлен на выставке. А вот костюмная кукла. Мария Васина глубоко изучила историю народного костюма Калужской губернии и одела своих кукол в строгом соответствии с традициями. Мастер скрупулёзно проработала каждую деталь их одежды.
«У нас преобладал в основном понёвный комплекс. Понёва – это шерстяная юбка из нескольких лоскутов ткани. В ней сочетался текстиль разных расцветок – от тёмно-синего до красного. Часто использовалась клетчатая ткань. Понёву надевали поверх длинной рубахи», – пояснила автор.
Мария Борисовна изучает традиции не только Калужского края, но и бывает в этнографических экспедициях, откуда привозит новые творческие идеи. Признаётся, что в поездке нередко возникает желание поскорее вернуться домой, чтобы начать творить что-то новое. Так в её коллекции появились костюмные куклы в традициях Архангельской области и республики Карелия. По мотивам традиционных узоров, которыми украшали народный костюм, Мария Васина создаёт картины, вышитые крестом.
Своим творчеством Мария Борисовна рассказала и о своей семье. Удивительно, как искусно мастерица воплотила в куклах образы своих родных! Вот её бабушка и дедушка – Мария Ильинична и Александр Павлович Петровы вместе со своей дочерью Ниной и маленькой внучкой Машенькой, которая спит в коляске. Эта сюжетная композиция повторяет семейную фотографию, которая была сделана 1 мая 1969 года. Нетрудно догадаться, что малышка Машенька – это и есть сама автор Мария Борисовна. Мастер с улыбкой вспоминает, как удивил маму её поздний звонок с неожиданным вопросом: «Мама, а какая у меня была коляска? Какого цвета?» А её папа Борис Иванович Сморчков был очень тронут, когда дочь преподнесла ему в подарок на юбилей куклу, похожую на него. В руках у персонажа – скворечник. Это не случайно, ведь папа Марии Борисовны – прекрасный плотник.
«А это бабушка и дедушка по папиной линии – Мария Андреевна и Иван Степанович Сморчковы. Это тоже воплощение фотографии, на которой они запечатлены вместе на прогулке. Бабушка надела свой самый красивый павлопосадский платок, подарок дедушки, взяла супруга под руку и они отправились прохаживаться по улице», – с теплотой рассказывает мастер.
В композиции «Помню! Горжусь!» Мария Борисовна создала образы мамы и сына, участвующих в акции «Бессмертный полк». На самом деле это она сама и один из трёх её сыновей. На фото, которое держит в руке мальчик, – её дедушка Александр Павлович, ветеран Великой Отечественной войны, участник штурма Кёнигсберга. О войне дед рассказывал мало, как и о том, за что был награждён медалями, самой дорогой из которых для него была медаль «За Отвагу». Сейчас эта медаль находится в музее города Верея Московской области.
В 2024 году за эти семейные композиции, Мария Васина была удостоена специального диплома за образ семьи сквозь века межрегиональной выставки-конкурса «Нет живописней русского наряда», которая проходила в Липецке. А в год 75-летия Великой Победы её композиция «Женщины тыла» была отмечена специальным дипломом всероссийской выставки-конкурса «Салют Победы». Эта работа тоже представлена в экспозиции.
«Она посвящена подвигу женщин – тружениц тыла. В годы Великой Отечественной войны на хрупкие женские плечи легло немало тяжёлой работы: пахали, собирали хворост, воспитывали детей – своих и тех, кто остался сиротами, ведь чужих детей не было. Вот женщина письмоносец. Моя бабушка Мария Ильинична во время войны носила повестки от военно-учётного стола – в день она пешком проходила расстояние в сорок километров, редко когда можно было подъехать на попутной подводе», – говорит Мария Борисовна.
Первыми с выставкой Марии Васиной познакомились студенты педагогического колледжа. Ребятам посчастливилось получить мастер-класс от автора. Вместе с мастером они создали традиционную калужскую узловую куклу.
Выставка калужского мастера стала очередной интересной страницей в истории народной культуры, открытой для старооскольцев в мини-музее «Путешествие по России с народной куклой», расположенном в Центральной библиотеке имени А.С. Пушкина. Руководит музеем Елена Ислентьева – председатель старооскольского творческого объединения мастеров «Родное ремесло».
«Мне радостно, когда мастера отзываются на моё приглашение представить своё творчество в нашем музее. Особенно приятно, когда есть возможность пообщаться с автором лично и даже получить от него мастер-класс. Каждый раз это увлекательное погружение в культуру того региона, который представляет мастер», – подчёркивает Елена.