В первую минуту разговора мой собеседник предложил мне послушать, как звучит патефон. Несколько раз покрутил заводную ручку и опустил мембрану с головкой на пластинку 1947 года выпуска. Через мгновение из динамика в исполнении Владимира Нечаева зазвучала популярная в советскую эпоху песня «Когда яблоня цветёт».
Таких старых пластинок в коллекции 81-летнего Александра Сафронова не один десяток. Приезжая на дачу в СНТ «Водник», он иногда слушает музыку своей далёкой молодости.
Александр Степанович известен тем, что сделал макет в масштабе 1 к 20 знаменитого, но, к сожалению, утраченного здания «Каприз Маргариты» – дома купца Кобзева. Тогда он высказал идею о том, что историческую реликвию можно восстановить. Только в 2021 году на это требовалось 77 млн рублей. Сейчас, конечно, в несколько раз больше. Жаль, но мецената так и не нашлось.
Это не единственное изделие, созданное золотыми руками Александра Сафронова. На даче у него есть действующая рубленая мельница-столбовка высотой 4 м. Муку, смолотую там, он используют при выпечке хлеба. Есть у мастера в кузне старинная наковальня, на которой куёт мелкие детали.
Александр Степанович родился в 1942-м в Старом Осколе. Его отец перед войной окончил на Донбассе техникум, потом горный институт. Работал инженером на шахте Южные Коробки.
«Когда началась война, он ушёл на фронт добровольцем, хотя у него была бронь. Пропал без вести. Я много раз пытался найти хоть какие-то его следы. Узнал, что он воевал на Волховском фронте. В 1942 году прислал маме деньги из Череповца. Написал, что уезжает воевать. Он так и не узнал, что я родился. В 1946 году, когда пришло официальное извещение о его смерти, мать, наконец, получила возможность получать пособие», – рассказывает Александр Степанович.
Александр окончил Казацкую семилетнюю школу, учился в средней школе № 1. Мать в 1947 году вышла замуж за фронтовика, и через год у неё родился ещё один сын. Мой собеседник вспоминает, что отчим относился к нему как родному. Он был краснодеревщиком, и парень многому у него научился. Потом Александр работал учеником автоэлектрика в автоколонне 1147, получил права водителя в ДОСААФ. Служил на Украине в ракетных войсках, телеграфистом в Венгрии. После службы вернулся домой, работал водителем, а потом уехал на Донбасс. А Артёмовске получил профессию машиниста экскаватора, работал в карьере недалеко от Часова Яра. Там же познакомился со своей будущей женой Любовь Ивановной. Когда родился сын, супруги получили двухкомнатную квартиру.
В трудовой биографии Сафронова была и работа на БАМе. Но и там, и на Украине он скучал по родным краям. Вернулся в Оскол, до выхода на пенсию работал в УМ-1, на консервном заводе, в автоколонне 1147. В Архангельском построил дом, но потом вернулся в город.
Двухэтажную дачу с камином, рассказывает Александр Степанович, купил уже готовой. Но пришлось кое-где приложить руки.
«Историю, предметы старины я всегда любил. Когда работал шофёром в автоколонне, часто ездил в село Холодное Прохоровского района, где находилась наша ремонтная база. Там увидел две старые, почерневшие от времени ветряные мельницы. Такую же, правда, меньшего размера шатровку решил сделать у себя на даче. Построил её по чертежам конца XIX века», – рассказывает он.
Четырёхметровое сооружение Александр Степанович посвятил супруге Любови Ивановне – возведение мельницы закончил аккурат ко дню её рождения. Об этом свидетельствует памятная табличка. Пока собирал сруб, жена старалась помогать – угощала чаем.
Из круглого бревна делал по полтора венца в день, не спешил, чтобы мельница ничем не отличалась от оригинала. Приходили соседи, интересовались, что он строит, сомневались, что мельница заработает.
Жернова Александр Степанович изготовил из камня, под крышей установил двигатель от стиральной машинки. Привод, как и положено, сделал деревянный. А вот с камнями, с помощью которых из зерна получается мука, пришлось повозиться. Мастер отлил из крепкого бетона своеобразную пресс-форму. Специально ездил в Курское, где раньше была мельница, изучать жернова. Узнал, что на камнях должны быть специальные насечки. Пришлось прорезать канавки шлифмашинкой.
Когда мельница была готова, от посетителей не стало отбоя. Слева от двери хозяин повесил на веревочке небольшой мешочек, в который гость опускал монетку на счастье. Каждого из приходящих Александр Степанович угощал собственноручно изготовленным крепким домашним напитком. На закуску предлагал свежемолотую муку. Он показал, как идёт процесс помола. Зерно насыпал в отверстие – глазок. Затем включил электродвигатель, который поворачивает лопасти. Начала вращаться ось механизма, закрутились жернова. Верхний камень – бегунок, нижний – лежак. Так и получается мука.
Александр Степанович мастерит всю жизнь. Большим подспорьем для него является изготовленная им же кузня. Здесь есть печь, куда воздух подаёт электромотор, и две старинные наковальни. Если постучать по ним молотком, можно услышать мелодичный металлический звук. Впрочем, и кузня, и дача напоминают музей: здесь много разных старинных предметов. Это керосиновые лампы, примусы, самовары, рогачи и чапли, подковы, ковалёнки для отбивки косы, гитары, гири, с помощью которых взвешивали товар в дореволюционной России. На стене висит довоенная карта, рассказывающая о походе Наполеона I на Российскую империю и его бегстве.
О каждой из этих вещей Александра Степанович может рассказывать увлечённо и долго. Ведь это свидетельства истории родной страны, которую он пытается сохранить.
_______
Читайте новости о жизни Старооскольского горокруга в соцсетях: Телеграм, Вконтакте, Одноклассники. Подписывайтесь!