По мере того, как городское пространство Старого Оскола качественно преображается, на страницах местных изданий и в социальных сетях появляется тема-спутник о случаях вандализма. Вот лишь несколько резонансных примеров.
«На обустройство парка «Олимпийский» из бюджета округа было направлено 25 млн рублей. Но не успели его открыть, как старооскольцы уже обсуждали в соцсетях снимки сломанного биотуалета и разрисованных урн».
«24-летний местный житель повредил четыре камеры видеонаблюдения на набережной реки Оскол. Одна из камер была обнаружена водолазами при обследовании русла. Общий ущерб составил более 65 тысяч рублей. Подозреваемого задержали».
«Практически каждую ночь в микрорайоне Восточный ломают карусели и качели, пачкают краской горку и скамейки. И так уже два месяца. Каждое утро работники управляющей компании начинают с ремонта и покраски пострадавших элементов».
Вандализм – явление не новое,хулиганы, покушавшиеся на госимущество, существовали даже в самые суровые с точки зрения надзора за соблюдением законности времена. Они обрывали трубки в телефонных будках, вырезали надписи на деревянных скамейках, портили сиденья и стены автобусов и поездов.
Сегодня болевыми точками становятся вновь открываемые парки и скверы, детские игровые и спортивные площадки, остановочные павильоны, малые архитектурные формы. Некоторые объекты подвергаются атакам постоянно, к примеру, многострадальный парк «Зелёный лог».
«Дежурим здесь круглосуточно, но, к сожалению, территория большая и за всем не уследишь,особенно в закрытых местах. Регулярно расписывают стены и зеркала в туалетах, ломают фурнитуру. Рисуют чем-то, что невозможно оттереть. Затыкают бумагой сливные отверстия в раковинах, включают воду и убегают. Потом вся кабинка затоплена водой. На игровой площадке регулярно ломают качели,в том числе и предназначенные для инвалидов, хотя висит предупреждающая табличка. Залезут человек десять и раскачиваются. Какая конструкция, даже самая прочная, выдержит? Камеры видеонаблюдения есть, но изображение выведено на пульт УВД. Так что мы порой не можем оперативно отреагировать, если другие отдыхающие не предупредят. Знаю,что нередко виновных находят и штрафуют», – рассказывает Николай Фёдорович.
Кстати, буквально перед нашим приходом в парк на спортплощадке раскурочили баскетбольный щит. Уже второй – и последний. Проезжающий мимо на самокате мальчишка пояснил, что какие то ребята впятером повисли на спортивном снаряде, сломали егои убежали. На мой вопросительный взгляд охранник только развёл руками, мол, сам всё видишь. Группа крепких молодых людей,только что пришедших на площадку, слышит разговор и комментирует.
«С друзьями по институту круглый год занимаемся спортом, зимой – в зале, летом – на открытых площадках. Хорошо, что их стало значительно больше в нашем городе. Но обидно, что некоторые не ценят то, что делается для людей. Появилась новая площадка рядом с домом – через несколько дней уже всё разрисовано, брусья испачканы какой-то сажей или краской. Честно скажу, попался бы тот, кто это делает, заставил бы с утра до вечера отжиматься», – поясняет Антон.
Впрочем, внимания хулиганов удостаиваются не только неживые объекты, но и растения. Об этом нам рассказали сотрудники компании, обслуживающей несколько городских парковых зон.
«В сквере «Камелия» поливаем газоны и клумбы, скашиваем траву. Лично высаживал здесь деревья и кустарники. Однажды утром пришёл, а на месте некоторых растений – лунки. Цветы по вечерами ночью регулярно выдёргивают с корнем. Обидно, что кое-кто не ценит благоустройство, не уважает чужой труд», – говорит Александр.
Набережная реки Оскол. Сколько добрых слов было сказано в адрес инвесторов и администрации после её реконструкции! Ленточку торжественно перерезали, и начались тревожные будни. Про разрушителя камер видеонаблюдения мы уже упоминали выше,однако, это не единственная беда. Здесь тоже с завидным постоянством ломают скамейки и урны,покушаются на целостность биотуалета. Совсем недавно раскурочили светильники на второй очереди объекта.
«Живу на улице 17 Героев, совсем рядом. Часто гуляю по набережной с ребёнком и наблюдаю, как ведёт себя молодёжь – плюют, разбрасывают окурки, мусор, стены вот все разрисовали. На замечания не реагируют. Думаю, что в семье и школе детям стали меньше прививать культуру поведения в обществе. Как с этим бороться? Намой взгляд, самый действенный метод – трудотерапия. Если где-то намусорил или изрисовал стены, надо дать в руки тряпку или веник и заставить убирать. В следующий раз подумает, стоит ли», – рассказывает Людмила.
К одному из проявлений уличного вандализма можно отнести и граффити. Ситуация с этим явлением сложилась весьма неоднозначная, вопросов по-прежнему остаётся много. Архитекторы отмечают, что уличное искусство, с одной стороны, может повлиять на деградацию среды, а с другой – наоборот, сделать жизнь в городе более насыщенной и интересной. Для этого необходимо понимать законы, по которым формируется качественная городская среда,представлять, как в неё впишется стрит-арт. Положительные примеры есть. Старооскольцам нравятся работы местного художника Андрея Попова. Но это, скорее, исключение. К сожалению, большая часть того, что «украшает» наш город, к искусству не имеет никакого отношения. Как правило,это бессмысленный набор символов и букв, нанесённых на поверхность с целью навредить. В качестве холста выступают фасады домов, трансформаторные подстанции, заборы, гаражи и остановочные павильоны.
Обычно таинство граффити совершается под покровом ночи в безлюдных местах. Установить круглосуточную охрану и видеонаблюдение за каждым зданием невозможно. Следы антагонизма коммунальщиков и доморощенных художников можно найти в любом уголке нашего города:одни рисуют, другие закрашивают – из года в год, за слоем слой.Вполне очевидно, что сражение это будет длиться до последней капли краски у противоборствующих сторон. И что не вызывает сомнений – всё это происходит за счёт жителей. Орудие своего творчества – баллончики с краской –вредители покупают на деньги родителей. Очистка домов от несанкционированного арта обходится управляющим компаниям в круглую сумму, которую можно было бы потратить на полезные нужды. Такая вот загогулина получается.
«Может, это и вид искусства, ноя его не понимаю. Это всё происходит потому, что подростки ничем полезным не заняты. Я вот лично в детстве и юности увлекался спортом: футболом,хоккеем, баскетболом, мотокроссом. Круглый год. И не было времени на всякие глупости. Пороть таких художников надо», – признаётся пенсионер Вячеслав Николаевич.
Пороть мы, конечно, не призываем, ибо непедагогично, но делать что-то надо. В России, утверждают юристы, фактически не работает механизм наказания за незаконную разрисовку стен. В отличие от США и стран Западной Европы, в которых действуют суровые законы против граффистов (вплоть до пожизненного лишения свободы), в нашем законодательстве специальных пунктов по этим нарушениям не предусмотрено. Попавшегося с поличным уличного художника в худшем случае ждёт административное наказание в виде незначительного штрафа. А вот к тем, кто серьёзно портит имущество, закон не столь лоялен.Уголовный кодекс РФ в ст. 214 предусматривает ответственность за вандализм, под которым понимается осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах. Такие деяния квалифицируются как уголовные преступления, за которые виновное лицо будет нести ответственность в виде наложения штрафа до 40 тысяч рублей и до лишения свободы на срок до трёх лет.
Как говорят специалисты, жажда разрушения вызывается целым комплексом причин. Это и агрессия, которая накапливается в результате гормональных изменений, конфликтов в семье, нахождения человека на низкой социальной ступени, и размытость этических норм и правил поведения, и недостаток моральных ориентиров, особенно для подростков, и низкая бытовая культура общества в целом. Ещё одна причина вандализма – результат обесценивания труда других людей и роста потребительских настроений.
Подростковый возраст связан в первую очередь с внутренним бунтом против авторитетов, попытками осознать и утвердить собственный. Вандализм взрослых людей отражает их культуру и морально-нравственные ценности. К примеру, человек, сдающий на металлолом ограду детского сада, этим будет заниматься не из нужды, а потому что в своём испорченном мировоззрении он оправдал подобный образ жизни. При этом, как правило, включается психологическая защита –проекция. Человек наделяет своими мотивами и поступками окружающих людей и так выстраивает иллюзорный мир вокруг себя:все воруют, все ломают, все мусорят. Если говорить о жажде разрушения, в этом случае вандал не имеет финансовой корысти, но получает кратковременное удовольствие от того, что сломал что-то красивое. Здесь налицо глубокий внутриличностный кризис, замешанный на чувстве вины. Когда человек долго не может и не хочет себя простить за что-то важное, то либо впадает в депрессию,либо проявления красоты начинают его раздражать. Это как напоминание о той красоте внутри себя, которую он утратил, говорят психологи.
Что ж, есть такая болезнь «vandalism обыкновенный», и её необходимо срочно лечить.