Михаил и Александр Шептаевы посвятили всё своё время созданию копий военной техники времён Великой Отечественной войны. Сегодня они трудятся над новым детищем – лёгким советским танком Т-60.
Эту модель разработали в 1941 году. В сентябре того же года началось её серийное производство, и танк поступил на вооружение в советскую армию. Наши солдаты сражались на Т-60 до 1943 года, пока его не заменил более мощный Т-70.
Как рассказал Александр Шептаев, воссоздаваемый танк практически полностью состоит из новых материалов. Корпус сварен из листового металла толщиной 6 мм. Для сравнения: толщина брони у заводских танков Т-60 варьировалась от 10 до 35 мм. Для создания Т-60 потребуется примерно 3 тонны листового металла. Катки, торсионы и гусеницы – от вездехода ГТМУ (ГАЗ-73). Такие запчасти можно купить у частников: к примеру, на севере этот транспорт весьма популярен у местных жителей. Уже почти готова башня – конической восьмигранной формы.
Это будет грозная машина с сердцем труженика, ведь двигатель для этого танка взят от трактора МТЗ-80 «Беларус». Единственной, пожалуй, раритетной деталью станет люк башни времён Великой Отечественной, найденный под Воронежем. Таких люков у Шептаевых два – разной формы, оба варианта изготавливались для танков Т-60. На одном из них можно заметить пулевые отверстия. Скорее всего именно его выберут для новенького танка. Оригинальную деталь очистят от многолетней ржавчины и доварят куски металла, которых не хватает, а вот эти пулевые отверстия сохранят как память о былых битвах.
Свои очертания понемногу обретает и немецкая самоходная артиллерийская установка «Мардер III». Уже готова ходовая часть – колёса всё те же, от вездехода. Кстати, с запчастями часто помогают местные жители. Приносят не новые фонари, фары, тормозные колодки, бензонасосы, радиаторы… Селяне гордятся, что по соседству живут талантливые люди, способные каждый год удивлять новыми «раритетами».
С улицы не видно, но во дворе Шептаевых выстроилась в две колонны тяжёлая артиллерия: советские танки Т-34–76 и Т-70, немецкие Т-III, Штуг-III, LT-38 «Прага» и самоходная артиллерийская установка «Хетцер». На подходе Т-60 и «Мардер III». Уже почти танковая рота. Жаль только, что эти шедевры стоят под открытым небом, под снегом и дождём. С виду мощные и грозные, а на самом деле – ранимые: ржавчина не щадит железных монстров. Конечно, братья Шептаевы периодически проводят им техосмотр, подкрашивают, «выводят на прогулку», ведь любая техника, чтобы оставаться в рабочем состоянии, не должна быть неподвижной.
Во владения Шептаевых периодически наведываются не только журналисты, но и представители киноиндустрии. Снимают их технику в короткометражных фильмах. Мы уже писали о том, что братья на своих машинах участвовали в фильме «Ладога» – на одной съёмочной площадке с Андреем Мерзликиным, Ксенией Раппопорт, Алексеем Серебряковым и другими известными артистами. Без Шептаевых и их техники не обходятся крупные исторические реконструкции. Даже в прошлом году, несмотря на пандемию, летом они с машинами Т-70 и LT-38 участвовали в реконструкции по событиям 1945 года в Сарове, а осенью – тот же 45-й иллюстрировали во всех красках уже под Воронежем, куда повезли советские Т-34 и Т-70, а также немецкие Т-III и «Хетцер».
Любовь к истории и военной технике времён Великой Отечественной у братьев Михаила и Александра не случайна. Их дед Пантелеймон Григорьевич Шептаев, родом из Архангельской области, ушёл на фронт добровольцем в 20 лет. Был сапёром-минёром на Карельском фронте с 1 сентября 1941 года. За проявленное мужество при выполнении операций награждён орденом Красной Звезды и орденом Славы третьей степени. Мы в шутку спросили Александра Шептаева, что же в планах – самолёты? Он ответил серьёзно, что это вполне возможно.