Оскольский край

Издательский дом «Оскольский край» – о святочных традициях

6 января , 08:08История
Фото: Галина Проказа

Ряженые парни и девчата появлялись в Сочельник на улицах сёл.

Сегодня начало особого периода – Святок. Две недели от Сочельника до Крещения вмещают в себя и великие христианские праздники, и древние языческие обряды. Они, как день и ночь, вода и твердь, добро и зло, не исключают, а дополняют друг друга, чтобы явить нам красоту мира во всём его многообразии.

Ещё недавно улицы сёл и городов с 6 по 19 января наводняли толпы колядующей и славящей Христа молодёжи, а в домах готовили угощения и ждали гостей. Насколько живы народные традиции в наш век глобализации, виртуального общения и «удалёнки», мы поговорили с участницами народного вокального ансамбля «Вечерины» Городищенского ЦКР.

Коллектив существует уже 15 лет, его участники – люди талантливые и яркие. Но главное, что народную культуру мои собеседницы не по книжкам учили. Их жизнь с самого рождения – и есть эта культура.

«Когда-то меня попросили оказать методическую помощь вокальному ансамблю из Городища, им надо было подтвердить звание «народный коллектив». С тех пор я с ними не расстаюсь. Просто не могу расстаться: они колоритные до невозможности, такие непосредственные!», – рассказывает солистка ансамбля Клавдия Сивкова.

В ожидании чуда

Завершается 40-дневный пост, наступает великий праздник Рождества Христова. С 6-го на 7-е января – Сочельник, или как его называют в народе – «сочевник». Раньше хозяйки готовили сочиво – ритуальную кашу из цельного зерна с мёдом, толчёным маком или орехами.

Вспоминает Татьяна Рожнова, бывший директор Городищенского ДК:

«В храме служба идёт, а по селу ребятишки уже носят сочиво – кутью с мёдом и изюмом. Угощали родных, соседей и поздравляли с Рождеством. Детей за это обязательно одаривали – конфетки, пряники давали».

Почему же в преддверии светлого праздника ели поминальное, по сути, блюдо? Учёные-фольклористы дают такое объяснение: зерно (основа каши) способно долго сохранять, а потом воссоздавать жизнь. И наше бытие – череда смертей и рождений. Поэтому накануне появления чего-то нового необходимо помянуть ушедшее и съесть кутью. А запивали её взваром из сухофруктов – напитком, традиционно подаваемым на родинах.

В Сочельник на улицах сёл появлялись ряженые парни и девчата. Время славить Христа и колядовать!

Весело и вкусно

Колядовали вплоть до Крещения. Имелись в этом деле свои нюансы. Канун старого Нового года, 13 января, называли Васильев, или Щедрый вечер, и тогда пели щедровки: «Щедрый вечер, добрый вечер, добрым людям – на весь вечер!». А следующим утром бегали «посевальщики». Они разбрасывали по хате зерно, приговаривая: «Сею, вею, посеваю, с Новым годом поздравляю! Счастья вам, хозяин с хозяюшкой. Большого здоровья. С Новым годом, со всем родом!» Собранные с пола зёрна крестьяне хранили до будущей весны, чтобы бросить их в первую борозду.

Суженый-ряженый

Любимым святочным развлечением молодёжи было гадание. Людям всегда хотелось предуга­дать судьбу, сделать прогнозы на будущий урожай, мир и лад в доме. Время было самым что ни на есть подходящим: по древним поверьям, после солнцеворота, в самые длинные зимние ночи, начинался разгул нечисти, у которой и можно такие прогнозы получить. А что это грех – так праздник пройдёт, грехи отмолятся…

Я спросила у участниц ансамбля «Вечерины», гадали ли они в юности, и, может, у кого-то получилось заглянуть в будущее? Оказалось, случаев таких на их памяти немало.

«В Новый год щедровали. Находили такого специального мужичка недалёкого ума, и он на огороде прятал ступу. И он всё исходит, бугров понаделает – тогда снега какие были! С завязанными глазами несколько ребят, кому возраст подошёл, искали эту ступу, у кого будет где невеста. Как они кувырялись по огороду! Там же навоз, кочки, темнота! И вот наощупь нашёл ты ступу первый. Смотришь, куда показывает стороной, где у неё отверстие. Куда жерло это повёрнуто, туда протаптывай след. Тогда же все женились на своих в деревне – из Воронежа, что ли, за тобой приедут? Эта дорога привела моего отца к маме», – рассказала Клавдия Сивкова. 

Считалось, что именно под старый Новый год гадания самые верные.

«Брали колоски. Держишь их в горсти, только усики торчат. Тянешь – и не видишь, какой он там – ровный, длинный или, может, гнилой, обсыпался. Одна вытащила Евдокия, колосок короткий, толстый – и жених попался маленький, пузатый», – вспоминает Надежда Алексеевна Ефремова.

Было у городищенских своё гадание, о котором я раньше и не слышала. Шли девушки или парни по селу, подбегали к забору, палисаднику и выкрикивали любую цифру, например восемь. От угла отсчитывали по порядку восьмую доску или палку в плетне. В темноте отломишь, смотришь, какая попалась – прямая или кривая, с сучками или гладкая, крепкая или трухлявая. Значит, будет суженый или невеста такая же: ладная и красивая, а может, и наоборот.

«Бабки рыдали – загорожки им ломали. Мы шкодили! Самые отчаянные ставили иконы, зеркала напротив друг друга, зажигали свечи и пытались в череде отражений разглядеть своё будущее. Делать это надо было в одиночестве, в тишине и темноте. К тому же, был риск, что через зеркальный портал нечистая сила может явиться лично – просто жуть! Поэтому к такому способу прибегали немногие. Среди моих собеседниц таких не было», – смеётся Клавдия Анатольевна.

А вот свечной воск лить полагалось к компании. Все смотрели, как застывает он в блюде с водой, и делились мнением, что та или иная получившаяся фигура напоминает. Рыбка – к хорошим новостям, собака – рядом с тобой верный друг. А если получалось много маленьких капель-кругляшков – тоже хорошо: к деньгам!

Жили дружно

«Я считаю, это правильные традиции, и наши родители были счастливы, потому что они жили дружно. Как трудно было жить, господи! Сейчас откроешь шифоньер – тряпки вываливаются, а надеть нечего. И есть нечего – и только и слышишь: хлоп-хлоп, хлоп-хлоп этим холодильником. Мне было восемь лет, я пошла во второй класс – в село провели свет. Ни о каком телевизоре мы не мечтали! Что мы ели? Летом в подвале стояла каша с молоком – корову держали, каждый день было молоко. Или хлеб отрежу, в воду его окуну, и тогда – и в мешок с сахаром. Мама: «Что ты делаешь, нельзя, там же крохти!» А я прям – раз туда кусок, так вкусно! Морковка была мёдовая, редиска – мёдовая, сергибус – мёдовый. Осенью выкопаем картошку – по очереди все соседи жгли ботву. Никто не будет просто так огонь палить – нынче у вас, завтра у нас пекли на огороде картоху. Костёр горит – мы все чумазые, в золе, картохи чёрные, с горелой корочкой. Ели прям с земли, и никто не болел, все были счастливы»,  – рассуждает Клавдия Сивкова. 

Хоть эти слова и не имеют прямого отношения к святочным обрядам, они – про то же. Людей объединяют традиции, совместный труд и отдых, добрые дела и мысли. Нам нужно обязательно сохранить то хорошее, что досталось нам от прошлых поколений, чтобы передать эти ценные знания будущим.

Авторы:Галина Проказа