В этот день на вопросы старооскольцев, касающиеся качества продукции и услуг, отвечали главный специалист управления развития потребительского рынка и защиты прав потребителей администрации округа Любовь Бочарова, ведущий специалист этого управления Анастасия Баландина, главный специалист-эксперт территориального отдела управления Роспотребнадзора по Белгородской области в Старооскольском районе Мария Колесникова, юрисконсульт по защите прав потребителей консультационного пункта филиала Центра гигиены и эпидемиологии Белгородской области в Старооскольском районе Ольга Клименко и начальник отдела организации работ в ЖКХ управления жизнеобеспечением и развитием округа Марина Батищева.
В начале встречи гости поделились наблюдениями, что старооскольцы стали более грамотными в вопросах защиты прав потребителей. Люди всё меньше хотят мириться с нарушениями правил торговли. Многие знают, что если купили что‑то некачественное, то в первую очередь нужно обращаться с претензиями к продавцам, затем, если не помогло, в контролирующие органы. Только так можно добиться справедливости.
«Больше всего за последний год поступило обращений от граждан на реализацию продовольственных товаров, – рассказала Мария Колесникова. – По каждой жалобе работаем индивидуально, привлекаем Центр гигиены и эпидемиологии с отбором образцов. По результатам проведённых лабораторных исследований принимаем решение. Как правило, из 10 поданных жалоб четыре не подтверждаются. Последнее время люди чаще жалуются на незаконную торговлю пивом и сигаретами».
Большую часть конфликтов удаётся урегулировать до суда. Но и Фемида чаще всего встаёт на сторону потребителей. При этом проводится большая разъяснительная работа. Каждый вторник с 9 до 13 часов специалисты по вопросам защиты прав потребителей принимают граждан в МФЦ.
«Недавно был интересный случай, – сказала Любовь Бочарова. – Женщина заказала металлическую дверь, её установили без соблюдения проёмов и размеров. Продавец ситуацию не урегулировал. Оскольчанка обратилась в экспертную организацию. Выяснилось, что дверь была изготовлена не по ГОСТу, хотя покупатель был уверен в обратном. В итоге ей вернули стоимость товара, экспертизы и установки».
Сергей Васильев:
— В стоматологических поликлиниках перед лечением называют одну сумму, а после – другую, значительно большую. Что делать в этой ситуации? Куда обращаться? Какие документы надо собирать?
— Если был заранее заключён договор и там указана сумма, которая подлежит оплате, то ни о каких других деньгах не может быть речи. Но если вслух сказали, например, 7000 рублей, а через неделю уже говорят о 10 тысячах, то только суд сможет выявить правду. В первую очередь, если вас обманули, то надо написать претензию в адрес медицинского центра. Отказали – обращайтесь в Роспотребнадзор.
Александр:
— В супермаркете ценники не соответствуют действительности. На входе висит объявление, что их меняют. По закону продавать продукцию обязаны по той цене, что указана на ценнике. Но продавцы отказываются это делать. Почему их не наказывают?
— Это большое нарушение. Весь товар, который находится в торговом зале, должен иметь достоверную информацию о цене. В данном случае продавцы должны извиниться и вернуть денежные средства. За все такие нарушения, если есть доказательства, должностные лица привлекаются к ответственности. По закону до потребителя должна быть своевременно доведена информация о цене товара.
Ирина:
— Купила в зоомагазине попугая, он умер через неделю. Можно ли вернуть деньги? Какие документы для этого нужны? Справка от ветеринара или ещё что?
— Если есть доказательства, что попугай заболел до покупки, то возможно вернуть деньги. Нужно сначала обратиться с претензией в магазин, потом к нам.
Иван Ярославцев:
— Заказал еду с доставкой на дом. В пицце лежал кусок коробки. Весь аппетит сразу пропал. Я сфотографировал всё это и отправил продавцу. Но в пиццерии отказываются вернуть деньги. Что делать?
— Самое главное – написать претензию в кафе. У них есть 10 дней на ответ. Когда проигнорируют, можно начать решать вопрос. Вариантов множество, вплоть до суда. Общепит стоит на особом контроле. По результатам проверки должностные лица организации могут быть оштрафованы.
Галина Сереброва:
— После ремонта остались не использованными три рулона обоев. Можно ли вернуть их в магазин? Упаковка цела.
— Можно, если после покупки прошло не более 14 дней. У потребителя есть право на обмен. Если в продаже не оказывается нужного товара, то он имеет право получить деньги обратно. Похожее обращение недавно поступило в управление развития потребительского рынка и защиты прав потребителей администрации округа. У девушки остался один рулон обоев. Продавец отказался его принять на основании того, что никому не сможет его продать. Здесь уже закон оказался на его стороне.
Игорь:
— Брал кредит. Банк вынудил включить в договор страховку и оплатить её. Кредит погасил вовремя. Можно ли вернуть уплаченные по страховке суммы?
— Страховой договор можно расторгнуть в течение 14 дней со дня заключения и получить обратно деньги. К нам поступает много таких вопросов. Нужно быть очень внимательными при подписании подобных документов.
Валентина Рогозина:
— В магазинах электроники при покупке товара говорят, чтобы не выбрасывали коробки. Якобы только тогда возможен обмен и возврат средств. Это правда? Если хранить все коробки, то в квартире не останется свободного места.
— Нигде в законодательстве не указано обязательное наличие коробки. Она может храниться для того, чтобы было удобно сдавать товар на проведение гарантийного ремонта. При этом надо помнить, что технически сложный товар не подлежит возврату.
Сергей Петров:
— Почта доставляла мою посылку 1,5 месяца вместо заявленных в тарифе 14 дней. Полагается ли штраф за нарушение срока доставки?
— Полагается неустойка за каждый день просрочки. Сначала вам нужно написать заявление на почту. В случае отказа можно сразу идти в суд. Неустойка рассчитывается, как 3% за каждый день просрочки. Например, если заплатили за услугу 200 рублей и ждали посылку на месяц дольше, то обратно получите 180 рублей.