Коллектив Дома ремёсел реконструировал исторически достоверный хозяйственный комплекс гончарной мастерской начала ХХ века — культурно-историческое пространство «Этномир слободы Казацкой». Здесь можно узнать, как жили и работали потомственные гончары. На открытии «этномира» 1 октября старооскольцы увидели феерическое появление «Барыни» из яркого огненного пламени и обжиг глиняной посуды в настоящем русском горне, а также посетили мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству.
Главной изюминкой подворья стал горн, в котором ремесленники обжигали свои изделия. Новая печь расширит возможности мастеров учреждения, позволит использовать такие способы декорирования изделий, как задымление и обварка, чего нельзя добиться в муфельной печи. Всё это стало возможным благодаря национальному проекту «Культура», на реализацию которого Дому ремёсел выделили грант в 500 тыс. рублей.
«Слобода Казацкая – место бытования гончарного промысла. Много лет назад, переезжая на Казацкие бугры, мы решили, что в этом месте появится историко-культурный заповедник. Я верю, что это повысит туристическую привлекательность всей Белгородской области, – рассказала директор Дома ремёсел Наталья Никишина. – Мы хотим привлечь внимание жителей к традиционному промыслу, рассказать больше об истории места, в котором они живут. Я благодарю за помощь всех сопричастных к этому проекту».
Поздравить коллектив Дома ремёсел с открытием пространства «Этномир слободы Казацкой» приехали заместитель начальника департамента по социальному развитию администрации округа Михаил Глеков, заместитель директора по методической работе Белгородского государственного Центра народного творчества Наталья Шаульская и начальник управления культуры администрации округа Ирина Серянкина.
Строительством горна занимался народный мастер России, гончар и керамист из Калужской области Александр Заборских. Работа шла в течение месяца. В день открытия подворья гости праздника увидели, как в горне обжигают изделия. Выглядит он как обычная печь, закопанная в землю. Снизу у неё топка, сверху – кирпичный купол с отверстием, куда загрузили глиняную утварь.
«Это горн обратного пламени на 300 литров. Хочется, чтобы традиция обжига в такой печи сохранилась, чтобы новое поколение знало историю гончаров, которые жили здесь, – сказал Александр Заборских. – Предметы, обожжённые в горне, кардинально отличаются от изготовленных в электрической печи. При обжиге у них появляется неоднородный цвет, они сохраняют тепло огня».
Над горном появился навес, который не только защищает его от дождя и снега, но и служит демонстрационным пространством. Под навесом расположили стеклянный стенд, в который поместили предметы гончарства, орудия труда ремесленников, которые вышли из обихода много лет назад. Каждому из них присвоен qr-код, с помощью которого посетитель может узнать подробности об экспонате.
Присутствующие познакомились с хлуднёвским (Калуга) и суджанским (Курск) промыслами на выставках. Татьяна Заборских, супруга Александра, рассказала о происхождении хлуднёвской игрушки. Народный мастер России, потомственный гончар Юрий Спесивцев приехал в Дом ремёсел с учениками. Мастера привезли глиняные предметы быта, знаменитые суджанские ковры. Спесивцев подарил Наталье Никишиной глиняного петуха, который пополнил коллекцию Дома ремёсел.
Внимание взрослых и детей привлекли мастер-классы Вероники Меташевой и Ольги Сёминой. Вероника демонстрировала работу на гончарном круге, а Ольга учила гостей создавать глиняные панно. Журналист нашего издательского дома в стороне не осталась и слепила название газеты «Зори».
«Скажу, что сделать это не так просто, как может показаться со стороны. Я не стала раскатывать ровную овальную подложку, а позволила глине лечь так, как она сама того захочет. Мягкая, податливая, от тепла рук она будто таяла, сокращая мои шансы на успех. Но под чутким руководством Ольги Сёминой, которая направляла мои движения и подсказывала, с какой силой давить на скалку, где подмазать, а где убрать лишнее, у меня вышло нечто похожее на «авторскую глиняную работу». После того как она высохнет, а на это нужно не меньше недели, её обожгут, и я заберу своё творение».
Местная жительница Лилия Дедова пришла на праздник не одна. А вместе с супругом Сергеем и детьми.
«Дети от праздника в восторге, сын Витя поучаствовал в мастер-классе и слепил глиняное панно. Мы часто тут гуляем, больше интересных мест поблизости нет. Поэтому рады, что здесь организовали пространство, где можно не только приятно провести время, но и узнать многое о народной культуре, об истории родной земли, о традиционной старооскольской игрушке. А главное – поделиться этими знаниями с детьми, – рассказала Лилия. – Я живу на Казацких буграх с самого рождения. Мы постоянно находили в огороде и во дворе остатки свистулек, соловушек, статуэток. И до сих пор попадаются осколки горшков и крынок. Последнюю находку – свистульку – мы оставили себе на память».
Апогеем праздника стал обжиг огненной скульптуры «Барыня». Яркое шоу поразило зрителей. Не каждый день увидишь, как из каолинового ватного горящего кокона рождается огненная скульптура. Взрослые и дети завороженно смотрели на то, как мастер разворачивает на красавице её одеяния. Скульптура готовилась к феерическому выходу с раннего утра, обжигалась при температуре 1 000 градусов почти 12 часов. Именно столько времени понадобилось, чтобы «Барыня» высотой 127 см и весом 160 кг появилась на свет. Теперь она займёт почётное место в экспозиции подворья.
Над созданием «Барыни» работал Александр Заборских. На глиняной девушке – традиционный головной убор, в руках кувшин. Подол юбки богато украшен барельефами по мотивам староосколького глиняного промысла и видами на Казацкие бугры. Специально для красавицы мастер соорудил кирпичный подтопок, сама композиция работала как труба подземной печи. Видео: