Наш город принял поэтический фестиваль «СПЛАВ» уже во второй раз (впервые — осенью 2019 года). Программа была насыщенная и разнообразная. В фестивале участвовали литераторы, музыканты и актёры из Москвы и Санкт-Петербурга, Петрозаводска и Самары, Белгорода и Старого Оскола.
Этот культурный проект организован фондом Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» при поддержке компании «Металлоинвест» — в рамках проекта «Культурная афиша». Соорганизаторами выступила команда крупнейшего в СНГ литературного проекта «Живые поэты», который развивает и популяризирует современную поэзию. «СПЛАВ» разработали специально для Старого Оскола.
Название фестиваля «СПЛАВ» символизирует симбиоз различных направлений искусства – литературы и музыки, театра и даже декоративно-прикладного творчества. Основной площадкой проведения стал Центр культурного развития «Молодёжный». В первый день фестиваля его участники смогли послушать лекции «Поэт и его миф» Павла Кошелева, «Свой среди чужих, чужой среди своих: Иосиф Бродский» Артёма Новиченкова, «Издание современной поэзии» Игоря Воеводина. А вот стихотворение Павла Кошелева:
Шестигранник
душные бары жужжат. давят стенами, потолками,
давят людьми, выгоняют меня под порывы небритых ветров.
любое закрытое помещение — склеенный шестигранник,
любой шестигранник напоминает
камеру
или гроб.я пытаюсь найти свою куртку в этой барной глухой толчее,
выхожу
и вникаю в фабричный провинциальный гул.для кого‑то приют — Петербург,
чья‑то родина — Вторчермет,
а моя — потерялась,
я куртку нашёл, а родину не найду.помню разные запахи комнат,
помню каждый стык ламината,
комариные пятна обоев
и звуки ключей в замках
и друзей, что стали знакомыми -
они в этом не виноваты!
все идут по своим траекториям,
а машины, как стадо, за МКАД.только я всё слоняюсь по злым городам,
по промзонам, не видным из офисов,
говорю о котах и окраинах, открываю запретные двери.
мама просит получше питаться, мама часто звонит, беспокоится.
каждый раз отвечаю, что всё хорошо, но она никогда мне не верит.правильно.
справедливо.я так часто бываю на грани
от того, что все мои комнаты — шестигранники вечной весны.
это кубики со словами, в которые мы играли,
но слова стали грубыми, трудными
и такими же сделались мы.в переездах, дождях, неудачах, любовях, работах, бокалах -
— я потратил себя, разбросал где попало, а кажется, что приобрёл.
я всё также хожу в темноте — двухголовый, дурной, пятипалый,
я на ощупь ищу в шестигранном себе
аварийный
двернойпроём.
Изюминкой первого дня фестиваля стал аудиопроменад — необычная прогулка по Старому Осколу. Её участники собрались в парке Зелёный Лог. Каждому выдали наушники и плееры. В назначенный час в наушниках зазвучал голос актёра московского Государственного театра наций Артёма Тульчинского.
Аудиоспектакль был построен на стихах и текстах известных песен. Задумка режиссёра, обладателя премии «Золотая маска», Андрея Смирнова была в том, чтобы декорациями стали городские реалии. Слушатели двинулись по заранее намеченному маршруту – в направлении ЦКР «Молодёжный». Об их безопасности на пешеходных переходах автодорог позаботились сотрудники Госавтоинспекции.
Это был интересный эксперимент. По отзывам некоторых участников, они почувствовали себя иностранной делегацией и смогли по‑новому, со стороны, взглянуть на свой город, оценить его достоинства. Другие говорили о своих ощущениях от услышанного в наушниках:
«Поэтические строки известных русских литераторов и приятный тембр голоса актёра Артёма Тульчинского, их читающего, поселили в душе гармонию и умиротворение».
Аудиоспектакль сопровождала музыка в исполнении гитариста Дмитрия Павлюкова и трубача Сергея Кашкина. А в середине маршрута было вокальное выступление губкинской группы «НеКлюква» в русском народном стиле.
Когда участники аудиопроменада финишировали около ЦКР «Молодёжный», журналисты издательского дома «Оскольский край» пообщались с режиссёром этого действа Андреем Смирновым – представителем московской независимой театральной компании Liquid Theatre, которая уже почти 20 лет занимается организацией различных театральных представлений в самых неожиданных локациях.
«Наши постановки не предназначены для показа в привычных помещениях. Мы работаем на улице. Мы одними из первых начали осваивать различные постиндустриальные пространства – заводы, фабрики – то, что сейчас очень модно в мире. Мы «живём» в Москве на бывшей фабрике технических бумаг, базируемся там с 2006 года. Приезжаем в различные города – большие и малые – и стараемся удивить их жителей необычными культурными событиями. Аудиоспектакль, который мы представили сегодня, был создан специально для Старого Оскола. Поскольку постановка готовилась для поэтического фестиваля, то в её основе лежат стихи. Создавая эту компиляцию из различных произведений наших любимых поэтов, мы размышляли над тем, каким должен быть городской персонаж, который попался вдруг зрителям по дороге и поделился с ними своими философскими мыслями в стихотворной форме. Можно поразмышлять о связи города и поэта, о том, какое влияние на поэта оказывает город: это может быть романтическая история, как в стихотворении Фёдора Сваровского, которое читал наш артист, а может быть давление со стороны города. К сожалению, у нас сегодня было не так много времени, но мы постарались увлечь слушателей той философией, которая заложена в стихах. В Старом Осколе мы впервые. Город поразил нас своим пространством. Бросилась в глаза его широта. Это город, где много неба. А когда подъезжаешь к нему на машине, радует красота природы. После Москвы меня это приятно поразило».
Первый день фестиваля завершился концертом на открытом воздухе около ЦКР «Молодёжный». Здесь выступили поэты, актёры и музыканты.
Насыщенным оказался и второй день: лекции, мастер-классы, кинопоказы, музыкально-театральные постановки и, конечно, поэтические чтения. Своими впечатлениями от фестиваля с нашей газетой поделилась его участница – руководитель музыкально-поэтического клуба «Консонанс» Ирина Радченкова:
«С удовольствием побывала на лекциях. Очень познавательно. Благодаря Артёму Новиченкову много нового узнала о личности Иосифа Бродского. Издатель Игорь Воеводин рассказал об истории создания книги «Живые поэты». Эту книгу я читала и была рада возможности лично поблагодарить издателя за её высокое качество. Книга вызывает большой интерес у читателей. Она знакомит нас с современной поэзией. Большое впечатление на меня произвёл променад. Это нечто из ряда вон выходящее. Аудиоспектакль получился атмосферным, с хорошим звуком, интересными режиссёрскими ходами. А ещё мне понравилась выставка лесной скульптуры «Одушевлённые» Руслана Куликова в фойе ЦКР «Молодёжный»».
Ирина Радченкова выступила на «СПЛАВе» с авторскими песнями. Автор же вышеупомянутой выставки Руслан Куликов вместе с художницей и поэтессой Ренатой Филимоновой декламировали свои стихи под музыкальный аккомпанемент. Рената вместе с сыном также приняла участие необычном променаде и высказала о нём своё мнение:
«Удивительно, как режиссёру удалось, казалось бы, малыми средствами выразительности добиться такого воздействия на зрителя! Увлечь нас своей философией, настроением… Когда погружаешься в это действо, в тебе меняется мироощущение, начинаешь по‑новому воспринимать окружающую действительность. Ты сопереживаешь герою постановки и испытываешь целую гамму чувств и эмоций. И при этом ты двигаешься, идёшь по городу, который тоже становится частью спектакля. Думаю, что не только у меня это событие нашло в душе живой отклик, но и у многих других его участников».
В ЦКР «Молодёжный» журналисты познакомились с поэтами из Санкт-Петербурга Егором Сергеевым и Александром 43ai. Егор уже во второй раз участвует в фестивале «СПЛАВ». Считает, что поэзия сегодня востребована обществом, ведь современные поэты не остаются в стороне от проблем, которые волнуют людей. А в центре – конечно, тема человеческих отношений. Это и стихи о любви – в широком её понимании, о дружбе, сострадании, о человечности и о… вечности. А вот произведение Егора:
Шaг влeво, шaг впpаво, пoпытка к бeгству.
Кyда я пoйду отсюдa, к кaким звёздaм?
Mеня вынeсли нa рукаx из гoрящего дoма eщё млaденцем
сoлдаты-подpостки, пpизванные пoд Грoзный.
Я смoтрел нa обёpтки жвaчек, в глaза мамe
дa в окoшко c видoм нa зoопарк и тёмныe дaли.
Мoй отeц продaвал зa гpаницу цeлыми пoездами
леc. Завoдили делa, пoтом опpавдали.
Кудa я пoйду отсюдa, к кaким звёздaм?
Я в детcтве узнaл, чтo Куpск – пoдводная лодкa.
Чтo бoль нaзывают Беcланом или Ноpд-Остом.
Бoль, a нe гоpод. Нe мюзикл нa Дубpовке.
Кудa я пойдy oтсюда, гдe бeлым xлебом
пoд мaслом и саxаром бaбушки внyков – досытa?
Гдe c кpыши пaнельки глядя нa гоpод и нeбо,
в шеcтнадцать вообpажал cебя cыном Гоcпода?
Ни шaгу влевo, ни шaгу впрaво. Пoлный покoй.
Вcе рaвны чeреде бyдильников и зaкатов.
Этo я стoял нa Бoлотной. Нe пoмню, c кaкой
стоpоны – дубинoк или плакaтов.
Этo я, уличaемый в графoмании и раcпитии
тaм‑то тогo‑то,
нe видящий рaзницы мeжду «здравcтвуйте» и «сaлам», —
этo я пoдпевал Рaмазановой нa Закpытии:
«Mы разбeгаемся, миp рaзбивается пoполам».
Этo я гoворил, чтo веpить в людeй нe пoздно.
Дaже еcли бeжишь, пoд пoдошвами кoлесо…
Кyда я пoйду отсюдa, к кaким звёздaм?
Я смoтрю, кaк ты cпишь. Cмотрю, кaк ты cпишь, и вcё.
Александр 43 ai впервые участвует в «СПЛАВЕ» и впервые в нашем городе. Его приятно удивил высокий уровень организации фестиваля. Понравилось и место его проведения – ЦКР «Молодёжный», который сейчас отвечает всем современным требованиям архитектуры и дизайна.
«Я пришёл в поэзию из музыки. Изначально я занимался рэпом, но всегда увлекался поэзией. У меня был проект, посвящённый поэтам XX века. Я брал стихи Иосифа Бродского, Роберта Рождественского, Владимира Высоцкого и других, совмещал их с современной электронной музыкой и исполнял в стиле рэп. Этот экспериментальный проект получил живой отклик слушателей. Сейчас я больше сосредоточен на стихах. Пишу о жизни. В своих размышлениях я пытаюсь понять, в какую сторону мы движемся – как люди и живые существа, и какое место в мире мы занимаем. Причём, я не даю этому оценки, ведь задача поэта, я считаю, — это не оценивать, не порицать, а наблюдать, созерцать и выделять какую‑то красоту из всего этого, видеть нюансы происходящего».
На поляне под тысячей лун
Лился в чашки молочный улун.
По траве шелестел туман.
Кимоно чуть касалось ног.
И найти в стоге сена иглу
Было проще, чем выискать тут
Хоть один и мельчайший изъян,
Как среди семи стройных нот
Обнаружить фальшивую:
Нет.
И в глазах обрамлённых в тушь
Нет ни капли притворства, что ж —
Если я потеряю ум,
То бери моё тело вслед.
Только сердце, прошу, не трожь.
Ведь катана не так страшна,
Как бессонная долгая ночь,
Пятисотая в этом ряду,
На поляне под тысячей лун.
Кто б прогнал эти мысли прочь?
Будь мой разум —
Гранёный алмаз,
Строго сточенный тысячей книг,
Он растаял бы словно ледник
Под лучами горячих глаз.
Ночь легка, словно шёлк на ветру
И остра, как заточенный край.
Так пил чай молодой самурай
Это стихотворение Александра. Благодаря таким молодым и талантливым авторам фестиваль «СПЛАВ» зажёг сердца старооскольцев современной поэзией и вдохновил на то, чтобы искать и находить в окружающей действительности новые смыслы и красоту. Открывать в своей душе новые чувства и прислушиваться к себе и окружающему миру, даже если идёшь по давно знакомой улице. А завершился фестиваль выступлением группы «АлоэВера»: