Local Logo
Новости Старооскольского городского округа Белгородской области
94.32
+0.25$
100.28
+0.34
+13 °С, ясно
Белгород

Фестиваль «СПЛАВ» собрал в Старом Осколе любителей поэзии

9 июня 2021, 17:50Культура
Фото: Светлана Пивоварова

Стихи и лекции, фильмы, спектакли и прогулки по городу разнообразили жизнь горожан 5 и 6 июня.

Наш город принял поэтический фестиваль «СПЛАВ» уже во второй раз (впервые — осенью 2019 года). Программа была насыщенная и разнообразная. В фестивале участвовали литераторы, музыканты и актёры из Москвы и Санкт-Петербурга, Петрозаводска и Самары, Белгорода и Старого Оскола.

Этот культурный проект организован фондом Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» при поддержке компании «Металлоинвест» — в рамках проекта «Культурная афиша». Соорганизаторами выступила команда крупнейшего в СНГ литературного проекта «Живые поэты», который развивает и популяризирует современную поэзию. «СПЛАВ» разработали специально для Старого Оскола.

Название фестиваля «СПЛАВ» символизирует симбиоз различных направлений искусства – литературы и музыки, театра и даже декоративно-прикладного творчества. Основной площадкой проведения стал Центр культурного развития «Молодёжный». В первый день фестиваля его участники смогли послушать лекции «Поэт и его миф» Павла Кошелева, «Свой среди чужих, чужой среди своих: Иосиф Бродский» Артёма Новиченкова, «Издание современной поэзии» Игоря Воеводина. А вот стихотворение Павла Кошелева:

Шестигранник

душные бары жужжат. давят стенами, потолками,
давят людьми, выгоняют меня под порывы небритых ветров.
любое закрытое помещение — склеенный шестигранник,
любой шестигранник напоминает
камеру
или гроб.

я пытаюсь найти свою куртку в этой барной глухой толчее,
выхожу
и вникаю в фабричный провинциальный гул.

для кого‑то приют — Петербург,
чья‑то родина — Вторчермет,
а моя — потерялась,
я куртку нашёл, а родину не найду.

помню разные запахи комнат,
помню каждый стык ламината,
комариные пятна обоев
и звуки ключей в замках
и друзей, что стали знакомыми -
они в этом не виноваты!
все идут по своим траекториям,
а машины, как стадо, за МКАД.

только я всё слоняюсь по злым городам,
по промзонам, не видным из офисов,
говорю о котах и окраинах, открываю запретные двери.
мама просит получше питаться, мама часто звонит, беспокоится.
каждый раз отвечаю, что всё хорошо, но она никогда мне не верит.

правильно.
справедливо.

я так часто бываю на грани
от того, что все мои комнаты — шестигранники вечной весны.
это кубики со словами, в которые мы играли,

но слова стали грубыми, трудными
и такими же сделались мы.

в переездах, дождях, неудачах, любовях, работах, бокалах -
— я потратил себя, разбросал где попало, а кажется, что приобрёл.
я всё также хожу в темноте — двухголовый, дурной, пятипалый,
я на ощупь ищу в шестигранном себе
аварийный
дверной

проём.

Изюминкой первого дня фестиваля стал аудиопроменад — необычная прогулка по Старому Осколу. Её участники собрались в парке Зелёный Лог. Каждому выдали наушники и плееры. В назначенный час в наушниках зазвучал голос актёра московского Государственного театра наций Артёма Тульчинского.

Фото: Светлана Пивоварова

Аудиоспектакль был построен на стихах и текстах известных песен. Задумка режиссёра, обладателя премии «Золотая маска», Андрея Смирнова была в том, чтобы декорациями стали городские реалии. Слушатели двинулись по заранее намеченному маршруту – в направлении ЦКР «Молодёжный». Об их безопасности на пешеходных переходах автодорог позаботились сотрудники Госавтоинспекции.

Фото: Светлана Пивоварова

Это был интересный эксперимент. По отзывам некоторых участников, они почувствовали себя иностранной делегацией и смогли по‑новому, со стороны, взглянуть на свой город, оценить его достоинства. Другие говорили о своих ощущениях от услышанного в наушниках:

«Поэтические строки известных русских литераторов и приятный тембр голоса актёра Артёма Тульчинского, их читающего, поселили в душе гармонию и умиротворение».

Аудиоспектакль сопровождала музыка в исполнении гитариста Дмитрия Павлюкова и трубача Сергея Кашкина. А в середине маршрута было вокальное выступление губкинской группы «НеКлюква» в русском народном стиле.

Фото: Светлана Пивоварова

Когда участники аудиопроменада финишировали около ЦКР «Молодёжный», журналисты издательского дома «Оскольский край» пообщались с режиссёром этого действа Андреем Смирновым – представителем московской независимой театральной компании Liquid Theatre, которая уже почти 20 лет занимается организацией различных театральных представлений в самых неожиданных локациях.

«Наши постановки не предназначены для показа в привычных помещениях. Мы работаем на улице. Мы одними из первых начали осваивать различные постиндустриальные пространства – заводы, фабрики – то, что сейчас очень модно в мире. Мы «живём» в Москве на бывшей фабрике технических бумаг, базируемся там с 2006 года. Приезжаем в различные города – большие и малые – и стараемся удивить их жителей необычными культурными событиями. Аудиоспектакль, который мы представили сегодня, был создан специально для Старого Оскола. Поскольку постановка готовилась для поэтического фестиваля, то в её основе лежат стихи. Создавая эту компиляцию из различных произведений наших любимых поэтов, мы размышляли над тем, каким должен быть городской персонаж, который попался вдруг зрителям по дороге и поделился с ними своими философскими мыслями в стихотворной форме. Можно поразмышлять о связи города и поэта, о том, какое влияние на поэта оказывает город: это может быть романтическая история, как в стихотворении Фёдора Сваровского, которое читал наш артист, а может быть давление со стороны города. К сожалению, у нас сегодня было не так много времени, но мы постарались увлечь слушателей той философией, которая заложена в стихах. В Старом Осколе мы впервые. Город поразил нас своим пространством. Бросилась в глаза его широта. Это город, где много неба. А когда подъезжаешь к нему на машине, радует красота природы. После Москвы меня это приятно поразило».

Первый день фестиваля завершился концертом на открытом воздухе около ЦКР «Молодёжный». Здесь выступили поэты, актёры и музыканты.

Насыщенным оказался и второй день: лекции, мастер-классы, кинопоказы, музыкально-театральные постановки и, конечно, поэтические чтения. Своими впечатлениями от фестиваля с нашей газетой поделилась его участница – руководитель музыкально-поэтического клуба «Консонанс» Ирина Радченкова:

«С удовольствием побывала на лекциях. Очень познавательно. Благодаря Артёму Новиченкову много нового узнала о личности Иосифа Бродского. Издатель Игорь Воеводин рассказал об истории создания книги «Живые поэты». Эту книгу я читала и была рада возможности лично поблагодарить издателя за её высокое качество. Книга вызывает большой интерес у читателей. Она знакомит нас с современной поэзией. Большое впечатление на меня произвёл променад. Это нечто из ряда вон выходящее. Аудиоспектакль получился атмосферным, с хорошим звуком, интересными режиссёрскими ходами. А ещё мне понравилась выставка лесной скульптуры «Одушевлённые» Руслана Куликова в фойе ЦКР «Молодёжный»».

Ирина Радченкова выступила на «СПЛАВе» с авторскими песнями. Автор же вышеупомянутой выставки Руслан Куликов вместе с художницей и поэтессой Ренатой Филимоновой декламировали свои стихи под музыкальный аккомпанемент. Рената вместе с сыном также приняла участие необычном променаде и высказала о нём своё мнение:

«Удивительно, как режиссёру удалось, казалось бы, малыми средствами выразительности добиться такого воздействия на зрителя! Увлечь нас своей философией, настроением… Когда погружаешься в это действо, в тебе меняется мироощущение, начинаешь по‑новому воспринимать окружающую действительность. Ты сопереживаешь герою постановки и испытываешь целую гамму чувств и эмоций. И при этом ты двигаешься, идёшь по городу, который тоже становится частью спектакля. Думаю, что не только у меня это событие нашло в душе живой отклик, но и у многих других его участников».

 

В ЦКР «Молодёжный» журналисты познакомились с поэтами из Санкт-Петербурга Егором Сергеевым и Александром 43ai. Егор уже во второй раз участвует в фестивале «СПЛАВ». Считает, что поэзия сегодня востребована обществом, ведь современные поэты не остаются в стороне от проблем, которые волнуют людей. А в центре – конечно, тема человеческих отношений. Это и стихи о любви – в широком её понимании, о дружбе, сострадании, о человечности и о… вечности. А вот произведение Егора:

Шaг влeво, шaг впpаво, пoпытка к бeгству.
Кyда я пoйду отсюдa, к кaким звёздaм?
Mеня вынeсли нa рукаx из гoрящего дoма eщё млaденцем
сoлдаты-подpостки, пpизванные пoд Грoзный.

Я смoтрел нa обёpтки жвaчек, в глaза мамe
дa в окoшко c видoм нa зoопарк и тёмныe дaли.
Мoй отeц продaвал зa гpаницу цeлыми пoездами
леc. Завoдили делa, пoтом опpавдали.

Кудa я пoйду отсюдa, к кaким звёздaм?
Я в детcтве узнaл, чтo Куpск – пoдводная лодкa.
Чтo бoль нaзывают Беcланом или Ноpд-Остом.
Бoль, a нe гоpод. Нe мюзикл нa Дубpовке.

Кудa я пойдy oтсюда, гдe бeлым xлебом
пoд мaслом и саxаром бaбушки внyков – досытa?
Гдe c кpыши пaнельки глядя нa гоpод и нeбо,
в шеcтнадцать вообpажал cебя cыном Гоcпода?

Ни шaгу влевo, ни шaгу впрaво. Пoлный покoй.
Вcе рaвны чeреде бyдильников и зaкатов.
Этo я стoял нa Бoлотной. Нe пoмню, c кaкой
стоpоны – дубинoк или плакaтов.

Этo я, уличaемый в графoмании и раcпитии
тaм‑то тогo‑то,
нe видящий рaзницы мeжду «здравcтвуйте» и «сaлам», —

этo я пoдпевал Рaмазановой нa Закpытии:
«Mы разбeгаемся, миp рaзбивается пoполам».

Этo я гoворил, чтo веpить в людeй нe пoздно.
Дaже еcли бeжишь, пoд пoдошвами кoлесо…

Кyда я пoйду отсюдa, к кaким звёздaм?

Я смoтрю, кaк ты cпишь. Cмотрю, кaк ты cпишь, и вcё.

Александр 43 ai впервые участвует в «СПЛАВЕ» и впервые в нашем городе. Его приятно удивил высокий уровень организации фестиваля. Понравилось и место его проведения – ЦКР «Молодёжный», который сейчас отвечает всем современным требованиям архитектуры и дизайна.

«Я пришёл в поэзию из музыки. Изначально я занимался рэпом, но всегда увлекался поэзией. У меня был проект, посвящённый поэтам XX века. Я брал стихи Иосифа Бродского, Роберта Рождественского, Владимира Высоцкого и других, совмещал их с современной электронной музыкой и исполнял в стиле рэп. Этот экспериментальный проект получил живой отклик слушателей. Сейчас я больше сосредоточен на стихах. Пишу о жизни. В своих размышлениях я пытаюсь понять, в какую сторону мы движемся – как люди и живые существа, и какое место в мире мы занимаем. Причём, я не даю этому оценки, ведь задача поэта, я считаю, — это не оценивать, не порицать, а наблюдать, созерцать и выделять какую‑то красоту из всего этого, видеть нюансы происходящего».

На поляне под тысячей лун
Лился в чашки молочный улун.
По траве шелестел туман.
Кимоно чуть касалось ног.

И найти в стоге сена иглу
Было проще, чем выискать тут
Хоть один и мельчайший изъян,
Как среди семи стройных нот

Обнаружить фальшивую:
Нет.
И в глазах обрамлённых в тушь
Нет ни капли притворства, что ж —
Если я потеряю ум,
То бери моё тело вслед.

Только сердце, прошу, не трожь.

Ведь катана не так страшна,
Как бессонная долгая ночь,
Пятисотая в этом ряду,
На поляне под тысячей лун.

Кто б прогнал эти мысли прочь?

Будь мой разум —
Гранёный алмаз,
Строго сточенный тысячей книг,
Он растаял бы словно ледник
Под лучами горячих глаз.

Ночь легка, словно шёлк на ветру
И остра, как заточенный край.
Так пил чай молодой самурай

Это стихотворение Александра. Благодаря таким молодым и талантливым авторам фестиваль «СПЛАВ» зажёг сердца старооскольцев современной поэзией и вдохновил на то, чтобы искать и находить в окружающей действительности новые смыслы и красоту. Открывать в своей душе новые чувства и прислушиваться к себе и окружающему миру, даже если идёшь по давно знакомой улице. А завершился фестиваль выступлением группы «АлоэВера»:

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Сюжеты: Репортаж
Читайте также
Выбор редакции
Материал
Общество16 апреля , 09:22
Вячеслав Гладков – о победе региона в Национальном органическом конкурсе
Материал
Общество15 апреля , 15:05
Белгородские власти — о 37 тыс. проголосовавших за дизайн-проекты ФКГС жителях за прошлую неделю
Материал
Общество15 апреля , 10:05
Вячеслав Гладков прокомментировал выдачу продуктовых наборов для грайворонцев вне ПВР