Учителям известен такой тип трудновоспитуемых, вернее, совершенно невоспитуемых подростков. Что ему ни внушай, как ни ищи к нему педагогический подход – всё бесполезно. Именно таким является одиннадцатилетний Виктор.
Во время уроков он бросался учебными принадлежностями, на замечания не реагировал, допоздна бродил по улицам, не признавал авторитета взрослых. В 2019–2020 годах переведён на домашнее обучение, однако педагогам не удавалось проводить с ним занятия.
На учёт в полицию он попал ещё три года назад, в феврале 2017-го, после того как устроил пожар в раздевалке школы. Как обычно, безобразничал на уроке, и его выставили из класса. Разгорячённый этим приключением, он шёл по коридору. Хотел созорничать, но не знал, с чего начать – в точности как «всем известный озорник – в ранце с двойками дневник» из «Дяди Стёпы» Сергея Михалкова.
В руках у мальчишки был спичечный коробок, который подсказал ему план действий. Несколько горящих спичек он сунул в обувь ребят, стоящую в раздевалке… Когда персонал среагировал на дым, потянувшийся из‑за вешалок, там уже пылал настоящий костёр.
Хулиган из «Дяди Стёпы» по сравнению с Витей просто отдыхает. Тот всего лишь салазки опрокинул, а потом из кармана гвоздик вынул и продырявил барабан. Герой же нашего повествования на такие мелочи не разменивался. В мае 2018 года он в «Пятёрочке» в микрорайоне Макаренко подобрал ключ к ячейке хранения и украл пакет с продуктами, в «Магните» из холла увёл самокат. В феврале 2020 года похитил маленький детский велосипед без педалей и ещё один самокат.
Кража для него – дело привычное. В сентябре 2017 года средь бела дня, находясь в гостях у своего знакомого, похитил 8 тыс. рублей, в августе с приятелем пришёл в кафе «Ёрш», откуда унесли товароматериальных ценностей на 5 тыс. рублей, в сентябре 2020 года он вытащил 3,5 тыс. рублей из незапертого автомобиля «Луидор 225000». Всё это вполне тянуло на статью 158 УК РФ («кража»), а некоторые проступки – на целый букет других статей. Но по малолетству Виктор уголовной ответственности избежал.
Но не всегда он преследовал корыстные цели, иной раз хулиганил просто для развлечения. Например, в сквере на улице Ленина у памятного знака «Скорбящая мать» поджёг венки, положив их на вечный огонь. Намерения осквернить памятник у него не было, а учудил такое просто для прикола.
В последнее время его подвиги стали приобретать более взрослый характер. В мае этого года его задержали в микрорайоне Макаренко, когда он со смаком пил из банки спиртосодержащий напиток «Мохито». Он стал интересоваться девочками, но в отличие от сверстников, которые дергали их за косички, применял более странные методы ухаживания. Оскольчанка в августе написала заявление в полицию, где указала, что Виктор гонялся с ножом по двору за её внучкой Викой. Это уже попахивало беспределом. Но под статью герой и в этот раз не попал всё по тому же малолетству.
А что же родители, родственники? Они не знали, что с ним делать, и даже стали его опасаться. У матери на воспитание сына не хватало времени – она работает продавщицей в далёком селе, живёт в городе с мужчиной, который не является отцом Виктора. Со своим ребёнком женщина справиться не может, да и не пытается: не раз привлекалась к административной ответственности за неисполнение родительских обязанностей.
Жил пацан с бабушкой в двухкомнатной квартире, где для него есть все условия. Внук по‑своему отблагодарил за заботу и попечение. В августе прошлого года, когда бабушка спала, он в 6:00 пробрался к ней в комнату и стащил 15 тыс. рублей, отложенные на оплату коммуналки. Правда, 5,5 тыс. всё же оставил в тумбочке – и на том спасибо. На бабушкины деньги купил себе кроссовки, джемпер, классную кепку, носки… Остальное потратил в торгово-развлекательном центре «Боше». У дяди, живущего на Пролетарской, Витёк украл рюкзак, кошелёк с кредитными картами и 3 тыс. рублей. Потом, обидевшись, что тот написал заявление в полицию о краже, повредил металлическую дверь его квартиры.
Если парень хотел навестить родственников, препятствий для него не существовало. Чтобы попасть в запертый дом другой своей бабушки, он выставил оконную раму и пролез внутрь, чем неслабо напугал пожилую женщину.
С 9 марта 2017 года он состоит на профилактическом учёте в отделе по делам несовершеннолетних УМВД. Инспекторы ежемесячно посещают его, проводят с ним беседы. Но всё напрасно. Его поведение и образ жизни, круг общения представляют угрозу для его собственной жизни.
По представлению начальника Старооскольского УМВД городской суд 13 октября вынес решение поместить Виктора в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа на два года с целью предупреждения повторных общественно опасных деяний. Подросток возражал. Не отрицал, что совершал противоправные поступки, и пояснил: понимает, что учиться надо, но делать этого ни в обычной школе, ни в специальной не хочет. Его мама согласилась с судебным решением.
Сейчас Виктор находится в Центре временного содержания несовершеннолетних в Белгороде, где уже бывал раньше. В 2018 году его помещали сюда на 30 суток. В ближайшее время он будет направлен в одно из тех детских спецучреждений, которых в РФ немало. Ближайшее – в городе Анне Воронежской области. Конечно, житуха там не сахар, подростков принудительно приучают к дисциплине и уважению к закону. За кражу или поджог по головке не погладят. Однако там есть все возможности для учёбы и всестороннего развития.