Сергей Пронин переступил порог цеха технологического автотранспорта Стойленского горно-обогатительного комбината 40 лет назад, 8 октября 1984 года. Опытный водитель БелАЗа отмечен высоким званием «Почётный горняк» Минпромторга РФ.
За четыре десятилетия на предприятии многое изменилось: названия подразделений, техника и технологии. А Сергей Иванович неизменно приходит на своё рабочее место, надевает спецодежду, принимает у коллеги смену и садится за руль своего стотридцатитонника, чтобы «давать стране руды».
Родился Сергей Иванович в деревне Буравцовка Эртильского района Воронежской области. Как и многие сельские мальчишки, летом помогал взрослым в колхозе.
«Я с детства с машинами, ещё со школы. Года три работал с отцом на комбайне помощником. Бывало, ребята на газонах приезжают в обед. А тут соседний комбайн сигналит – надо выгрузить зерно. «Сергей, съезди, загрузись!» – а я и рад. В детстве же все интересно. Так постигал шофёрское дело. Перед армией в автошколе учёба давалась уже легко», – вспоминает мужчина.
Служить Сергей попал в Свердловск, после демобилизации в ДОСААФе сдал на права, год проработал в колхозе, а потом по совету односельчанки, переехавшей в Старый Оскол, решил попробовать свои силы на производстве. Работы молодой человек не боялся, а зарплаты в городе были выше, да и перспектив больше.
Устроился на комбинат, получил место в общежитии. В автоцехе Стойленского ГОКа, впервые сев за руль БелАЗа-сорокатонника, молодой шофёр восхитился мощью и возможностями карьерного самосвала. Но сначала были три месяца стажировки. Работал слесарем, знакомился с материальной частью БелАЗа. В те годы экипаж сам осуществлял текущие ремонты своих автомобилей. Через год в цех начали приходить стотонники.
«Как-то сел, прокатился на нём с ребятами. Понравилось. И хотя сейчас есть уже грузоподъёмностью и 220, и 240 тонн, я с тех пор своим 130-тонным не изменяю», – улыбается собеседник.
В 1985 году Сергей Пронин женился. С будущей супругой познакомился на свадьбе троюродного брата. Она была подружкой невесты, он – другом жениха. Но серьёзные отношения завязались позже, когда снова случайно встретились в общей компании в Старом Осколе, куда девушка приехала учиться на медика. Молодожёны около года снимали квартиру, потом получили маленькую комнатку в общежитии с видом на Болгарский рынок.
«Родилась у нас дочка, через три года сын. Подошла очередь на расширение, и на Весеннем нам дали однокомнатную малосемейку. В двухтысячных благодаря работе на Стойленском ГОКе смогли улучшить жилищные условия – переехали в трёхкомнатную квартиру», – рассказывает Пронин.
Сейчас дети выросли, получили высшее образование, обзавелись собственными семьями. Сергей Иванович уже дедушка. У него есть и внук, и внучка. Три года назад Пронины приняли решение поменять квартиру на частный дом. Супруга уже на пенсии, а вот Сергей Иванович, хотя уже давно выработал «горячий» стаж, на заслуженный отдых не торопится.
«Мне всегда нравилось на комбинате. Хороший коллектив, новая техника, серьёзная, не то, что в деревне на маленьком газончике ездить. Интересно работать. Хоть годы уже чувствуются, всерьёз о пенсии пока не задумывался», говорит мужчина.
И дело тут не только в материальной стороне труда. Мой собеседник говорит о своём БелАЗе, как об одушевлённом существе:
«Она, техника, и есть живая. Урчит, журчит и шепчет, правильно я работаю или нет. Всегда переживаешь за родную машину. Когда на время ремонта приходится на другие пересаживаться, поначалу кажется всё не то. К каждой нужно время, чтобы привыкнуть. На своём БелАЗе удобно: в кабине, как дома. Даже, пускай, что-то где-то подстукивает – на слух понимаешь, «плохой» или «хороший» это стук. Всегда стараюсь быть внимательным к технике. Бывает, молодой шофёр в конце смены докладывает, что всё хорошо, а сам неисправность какую-то просмотрел или что-то упустил. Это не дело. Учу молодежь быть внимательнее, заботиться о технике, которую доверили».
Начальник участка технологического транспорта отделения эксплуатации транспортных средств АТЦ Вадим Панченко так характеризует Сергея Пронина:
«Сергей Иванович грамотный профессионал, к мнению которого прислушиваются и другие водители, и руководство. Навыки, связанные с дисциплиной и культурой труда, присущие людям его поколения, старается прививать всем молодым водителям, которые находятся у него на стажировке. Практически ко всем, кто прошёл его школу, у нас нареканий нет. Сергей Иванович – человек с большим опытом, который настроил свой экипаж на бережное отношение к технике. Его уважают в коллективе. На таких мы и держимся».
Сергей Иванович Пронин никогда не пытался подсчитать, сколько руды он вывез из карьера за годы своей работы. В среднем за смену выходит около 2 тысяч тонн. За вычетом отпуска, больничных, ремонтов и прочих форс-мажоров, в год водитель БелАЗа отрабатывает порядка 165 смен. Перемножаем тонны, смены и 40 лет водительского стажа – около 13 млн тонн руды. Для наглядности – вес пирамиды Хеопса 6,25 млн тонн. Получается практически две пирамиды!
Реклама. АО "Стойленский ГОК". Erid: 2VfnxvWmyJx