Железнодорожник, радиолюбитель, строитель, архитектор, пекарь… Это не случайный набор слов, обозначающих профессии. Это перечень – и, подозреваю, неполный, – того, что сумел освоить в течение жизни старший машинист электровоза Стойленского ГОКа Андрей Кузнецов.
Андрей Егорович – человек уникальный. При всей широте увлечений он не из тех, кто быстро загорается и столь же быстро остывает. Судите сами: однажды заинтересовавшись радиоэлектроникой, получил звание кандидата в мастера спорта, до сих пор в свободное от работы время выходит в эфир, чтобы пообщаться с единомышленниками из более чем 250 стран мира. Ежегодно с 1 по 9 мая в составе старооскольской команды представляет наш город на международном марафоне «Радио Победа».
Когда получил участок под строительство дома, самостоятельно освоил все необходимые специальности – от каменщика до отделочника, произвёл расчёты и начертил проект будущего дома, да так толково, что перенять опыт приезжали профессиональные застройщики из-под Курска.
Решил научиться готовить хлеб – и тут не ограничился теорией. Опробовал массу рецептов, нашёл лучший и теперь постоянно радует домашних ароматными караваями.
И самое главное – безошибочно, раз и на всю жизнь выбрал спутницу и профессию. Его трудовой стаж на комбинате – 39 лет, семейный – 36. Андрей Егорович признаётся, что работа на железной дороге ему до сих пор не наскучила: достигаешь одного рубежа – за ним открывается следующий. А о том, что касается семьи, и спрашивать не надо. С будущей женой познакомились на Новый, 1988 год, в общей компании – и больше не расставались. Спустя год после свадьбы родилась дочь. Едва переступаешь порог уютного, с умом и толком обустроенного дома, видишь благоухающий цветами двор, ухоженный огород, беседку, качели, столик под яблоней для утреннего «кофепития» – понимаешь: здесь давно и прочно живут взаимное уважение, любовь, и счастье.
Родина Андрея Кузнецова – город Рудный в Казахстане.
«Родители задумались о переезде в Россию и выбрали Старый Оскол, где шла комсомольско-молодёжная стройка. К тому же папа мой из соседнего Алексеевского района. Приехали в 1976 году, мне было 12 лет. Как-то с одноклассниками поехал в Дом пионеров, где работал радиокружок. Заглянули: интересно. Люди сеансы радиосвязи проводят со всем миром! Мобильников тогда не было, домашний телефон – и то не у всех. Начали ходить втроём, а в итоге остался один я».
После школы Андрей пробовал поступить в институт радиоэлектроники, но, несмотря на хороший аттестат, не получилось. В 14-м училище как раз шёл первый набор по специальности «машинист электровоза». Отучился десять месяцев, прошёл практику на Лебединском ГОКе, но идею получить высшее образование не оставил. На следующий год стал студентом Харьковского института инженеров железнодорожного транспорта. После первого курса призвали в ряды Советской армии. Отслужил и демобилизовался в должности старшего механика дальней связи.
«Вернулся домой и думаю: здоровый уже балбес, надо зарабатывать. Перевёлся в вузе на заочное, на Стойленском ГОКе как раз требовались помощники машиниста электровоза. Устроился на комбинат в июле. Где-то через месяц пришёл новый ОПЭ1-332, меня позвали в комсомольско-молодёжную бригаду. Соцсоревнование в те годы было важной частью производственного процесса. Передовиков на комбинате всегда хорошо стимулировали и материально, и морально, был азарт к работе. Нам ставили цель вывезти определённый объём. Я прикидывал: сможем-не сможем? Понимал, что от того, сколько ты кварцита поднял из карьера, напрямую зависит работа фабрики – и всей дальнейшей технологической цепи, по нарастающей. Мы первая ступень производства железа, от нас многое зависит. У нас всё идёт в связке. Не зря на комбинате говорят: «Мы одна команда». Так и есть, команда, в каждый момент и на любом этапе производства».
В 1999-м Андрей Кузнецов решил, что пора подняться на следующую ступеньку в профессии. Выдержал экзамен с первой попытки и буквально через месяц поехал машинистом, а потом и старшим машинистом на тяговом агрегате ОПЭ1-301, который верно служит ему уже 25 лет. Сейчас в его бригаде восемь человек.
«Мы почти полжизни проводим на рабочем месте. Хочется, чтобы оно радовало глаз чистотой, удобством, уютом в кабине. Комбинат обновляет технопарк, приходит много современной техники. На новых локомотивах не контроллером, а джойстиком управляешь, везде электроника, комфорт, перед тобой пульт – как в космическом корабле. Но я не хочу свой электровоз менять ни на какой другой, потому что это моя машина! Мы с коллегами её собирали фактически своими руками. И когда 25 ноября 99-го был запуск корпуса крупного дробления на комбинате, именно наш тяговый агрегат отвёз туда первый кварцит! ОПЭ1 – хорошие машины, более надёжной и простой в управлении техники пока не придумали».
Андрею до сих пор интересно работать на комбинате. Общаться с коллегами, помогать молодёжи расти в профессии. Сейчас у него помощник Александр Александрович Радиола, хороший специалист – исполнительный и инициативный.
«Мне, несмотря на большой опыт, по-прежнему нравится учиться. Помню, как осваивал на тренажёрах-симуляторах новую технику. Там перед тобой настоящий пульт управления, смотришь в большой экран, где, как за окном локомотива, меняется пейзаж. На ходу решаешь нестандартные ситуации: экзаменаторы могут включить аварийный режим, перекрыть путь сигналом светофора, чтобы проверить реакцию, знание инструкций. И погрузка, и разгрузка – весь цикл нашей работы. Интересно!»
«Андрей Егорович Кузнецов отлично разбирается в конструкции локомотива, работе всего электрического тормозного оборудования, настоящий технарь, наставник молодёжи. Такого уровня профессионалы не только досконально знают – чувствуют свою машину. У них есть понимание, что сохранность перевозимых грузов, техническое состояние локомотива напрямую зависит от качества вождения, и он один из лучших во всех этих моментах. Андрей Егорович всегда собран, точен и внимателен на рабочем месте. Я его знаю много лет, и он постоянно подтверждает свою высокую квалификацию. Ко Дню металлурга руководство комбината приняло решение присвоить Андрею Егоровичу звание «Почётный горняк». Считаю, что он его достоин!» – уверен начальник участка эксплуатации локомотивов Андрей Колтун.
Реклама. АО «Стойленский ГОК». Eryd: 2VfnxxvHBmr