Братья Шептаевы из Архангельского, которые восстанавливают технику времён Великой Отечественной войны, сделали в этом году на президентский грант знаменитое орудие победы. Это 45-миллиметровая противотанковая пушка образца 1937 года. А также 3-дюймовую полевую скорострельную пушку 1902 года калибра 76,2 мм.
Последнее орудие использовалось в Русско-японской, Первой мировой и гражданской войнах, в других вооружённых конфликтах. На сорокапятке оригинальные лишь колёса. Всё остальное создано по чертежам. Но отличить реплику от настоящей можно с трудом.
«Особых сложностей при её создании не было, – рассказывает Михаил Шептаев. – Единственное, с чем пришлось повозиться так это с колёсами трехдюймовки. Они деревянные, поэтому их делали мои знакомые».
На полученный грант братья создали по всем правилам фортификационных сооружений артиллерийский дворик: сверху натянули маскировочную сеть, установили противотанковые ежи и орудия. В этом году у Шептаевых появилась реплика «Т-38» – советского лёгкого танка-амфибии, участвовавшего в сражениях Великой Отечественной войны. Машина была принята на вооружение Красной армией в феврале 1936 года и находилась в производстве до 1939-го. Стоит отметить, что мастера делали её не сами, а приобрели готовой в Волгограде. Михаил сообщил, что в технике не устраивает ходовая часть, поэтому её будут переделывать. Ведь от ходовки зависит подвижность танка, преодоление им различных препятствий. По той же причине будут переделывать ещё один приобретённый лёгкий советский танк «Т-60».
Весной в мастерской приступили к реализации давней идеи – созданию отечественного лёгкого танка «Т-26». Он выпускался до 1941 года и за это время многократно модернизировался. Экипаж состоял из трёх человек: механика-водителя, командира и стрелка. До боёв с гитлеровцами эти танки с 1936 по 1938 год участвовали в гражданской войне в Испании, в 1939-м – в битве на реке Халхин-Гол, а в 1940-м – в Советско-финляндской войне. В последний раз эти лёгкие танки пошли в бой после окончания Великой Отечественной войны на советско-японском фронте.
«Две каретки с катками, оригиналы, привезли из Выборга, – продолжает Михаил. – Одну каретку из Ростова, третью из Великого Новгорода. Некоторые гусеницы тоже раритетные. То есть, ходовая часть будет полностью оригинальной. Двигатель, скорее всего, поставим от УАЗа».
И ещё один легендарный советский танк в следующем году должен выйти из ворот мастерской – «Т-34». Он будет вторым, какой изготовили братья. Сейчас вместе с помощниками они делают корпус боевой машины. За основу планируется использовать запчасти танка «Т-55». Их размер, по словам мастеров, практически одинаковый. За исключением, пожалуй, бандажа, который у пятидесятипятки немного шире. Оригинальными будут ведущие звёздочки, натяжные катки, гусеницы, даже тросы и ломы, а возможно, и баки. На «Т-26» двигатель планируют включить весной будущего года, а на тридцатьчетвёрке года через полтора.
Недавно своё место у мастерской занял тяжёлый советский бронеавтомобиль БА-11. Его Шептаевы делали совместно с такими же умельцами из Краснодара. Кстати, в 1941 году БА-11, по сути, не имел аналогов в мире. Таких машин сделали всего 17 штук, но началась война, и о реализации проекта пришлось забыть. Единственный экземпляр из сохранившихся в России на сегодняшний день таких бронеавтомобилей находится в городе Венёве Тульской области. Сделать исторический раритет для Шептаевых было делом чести.