Романтика Дальнего Востока навсегда запала в сердце Анатолия Самойлова – контр-адмирала в отставке Тихоокеанского флота, председателя старооскольского Совета ветеранов. Он до сих пор скучает по живописным берегам Амура и сопкам Владивостока.
Мечта о море пришла к юному Анатолию не сразу. Оканчивая школу в селе Новомеловом Горшеченского района, не мог определиться с профессией: ему хорошо давались все науки, в аттестате было всего три четвёрки. Поскольку Курская область – регион аграрный, то рассчитывал поступать в сельскохозяйственный институт. Но судьба распорядилась иначе.
«Когда учился в десятом классе, к нам в школу приехал офицер из военкомата. Он искал кандидатов для поступления в военно-морские училища. И так красочно рассказал об учёбе и службе на флоте, что я загорелся мечтой стать моряком. Выбрал Высшее военно-морское ордена Ленина Краснознамённое ордена Ушакова училище имени М.В. Фрунзе. Сейчас это Морской корпус Петра Великого – Санкт-Петербургский военно-морской институт. Поступил на противолодочный факультет, минно-тральную специальность. Кстати, в этом году исполнилось 50 лет с момента моего выпуска из этого учебного заведения», – рассказал Анатолий Самойлов.
После окончания училища у Анатолия Семёновича был выбор, на каком флоте служить. И он рассудил, что на курсантской практике уже удалось побывать на Балтийском, Северном и Черноморском флотах, а вот на Тихоокеанском не был ни разу. Молодой человек решил отправиться на Дальний Восток ещё и потому, что в то время там сохранялась международная напряжённость после конфликта СССР с Китаем на острове Даманский в 1968 году.
«Поехал на поезде, чтобы посмотреть просторы России. Поездка длилась неделю и произвела на меня большое впечатление. Поступил на службу на малые корабли Амурской флотилии, которая относилась к Тихоокеанскому флоту и базировалась в Хабаровске и Благовещенске. Я служил в Хабаровске. Сначала получил должность дивизионного минёра-артиллериста. Хотел быть командиром бронекатера, но мне сказали, что пока вакантна только эта должность: мой предшественник в то время выполнял задачи по разминированию берегов Вьетнама, где завершалась война с США. Полтора года я занимался постановкой и тралением учебных мин различного типа: одни взрываются при непосредственном контакте, другие – индукционно-магнитные – реагируют на изменение напряжённости магнитного поля корабля. Потом меня назначили командиром минно-трального дивизиона, куда входили 14 противоминных катеров. А спустя ещё четыре года предложили поступать в военно-морскую академию в Ленинграде. Там я учился два года», – вспоминает Анатолий Семёнович.
Способности к командирской работе Анатолия Семёновича руководство Тихоокеанского флота заметило во многом благодаря блестящим результатам, которых добивались моряки под его руководством на соревнованиях среди тральных расчётов, подрывных и запальных команд.
По окончании академии Анатолию Семёновичу предложили должность начальника штаба бригады малых артиллерийских кораблей. Затем стал командиром этой же бригады, потом начальником штаба дивизии, командиром дивизии, в которую входили три бригады: малых артиллерийских кораблей, десантно-штурмовых и артиллерийских катеров, а также дивизион артиллерийских катеров на озере Ханка. В 1990 году получил воинское звание контр-адмирала и стал самым молодым обладателем этого звания на Тихоокеанском флоте: Анатолию Самойлову было 40 лет.
«Мы выполняли учебные задачи, а также следили, чтобы не было нарушения границы со стороны китайцев. Чтобы корабли пребывали в боевой готовности, постоянно проводили стрельбы, минирования и разминирования, взаимодействовали с укреплёнными районами, сухопутными частями, морскими пограничниками. Во время учений нас поддерживала авиация. Бывало, на месяц уходили для выполнения различных задач в районы боевой подготовки. Тогда всё было направлено на сдерживание Китая. Наши подразделения должны были постоянно быть готовыми отразить атаку противника. Надо сказать, мы значительно превосходили Китай в военном плане. К слову, Амурская флотилия была создана ещё при Николае II в 1908 году как раз для сдерживания амбиций Китая на Дальнем Востоке: тогда было много спорных территорий и много нарушений с той стороны. Охранять наши рубежи и стала Амурская флотилия. Она, в частности, участвовала в разрешении конфликтов на Китайской Восточной железной дороге, а в 1945 году это флотское формирование задействовали в войне с Японией», – рассказывает Анатолий Семёнович.
Анатолий Семёнович рассказал, что каждый из наших малых артиллерийских кораблей во времена его службы на Амурской речной флотилии был оснащён парой 100-миллиметровых пушек, одной реактивной 140-миллиметровой, двумя башенными гранатомётами АГС-17 и двумя малокалиберными артиллерийскими установками АК-630, которые делают 6 тыс. выстрелов в минуту. АГС-17 и АК-630 до сих пор стоят на вооружении ВМФ РФ. Использовались также пулемёты 12,7 мм. Малые десантные корабли могли брать на борт от двух до трёх танков. А десантно-штурмовые катера отличались способностью развивать скорость до 100 км/ч и брали на борт танк или мотострелковый взвод.
«Из речных наша дивизия была самой мощной в мире. Даже зимой, когда Амур замерзал, выполняли различные задачи с использованием десантных катеров на воздушных подушках, которые могли двигаться не только по воде, но и по льду, высаживать или принимать десант вместе с техникой близко к берегу и даже выходя на сушу. Основная задача таких судов – внезапная высадка передового отряда десанта на берег. Причём по льду мы развивали скорость до 150 км/ч», – говорит Анатолий Семёнович.
В 1993 году Анатолий Самойлов стал заместителем начальника штаба Тихоокеанского флота по организационно-мобилизационной работе и переехал во Владивосток. На новой должности отвечал за мобилизационную готовность всех частей флота. Бывал в командировках на Камчатке, Чукотке, Сахалине, в Магадане.
Службе на флоте Анатолий Семёнович посвятил 27 лет, а если считать вместе с училищем – то 32 года. Талант руководителя и мощный фундамент знаний позволили уверенно идти вверх по карьерной лестнице. Его уважали и начальство, и подчинённые. Если случалась несправедливость, Анатолий Семёнович не боялся отстаивать своих сослуживцев перед вышестоящим руководством.
Анатолий Самойлов награждён орденом Красной Звезды и орденом «За военные заслуги», медалями «За боевые заслуги» и «За отличие в охране государственной границы СССР». После ухода в запас вместе с супругой Аллой и сыновьями Иваном и Дмитрием в 1999 году переехал в Старый Оскол. Здесь работал инспектором по маломерным судам МЧС. Старший сын Иван окончил Тихоокеанское военно-морское училище, но перестроечное время не благоволило службе на флоте. Сейчас Иван работает на одном из производственных предприятий.
Дмитрий – двукратный чемпион мира по боевому самбо. Наверное, тяга к спорту ему передалась от отца. У Анатолия Семёновича второй взрослый разряд по вольной борьбе, первый взрослый – по лыжным гонкам и по легкоатлетическому кроссу. Он и сейчас не оставляет спорт – ходит на лыжах, участвует в спартакиадах ветеранов.
Несмотря на то, что уже много лет живёт в Старом Осколе, Анатолий Самойлов скучает по морю. Говорит, что служба была делом ответственным, непростым, но очень интересным. В памяти остались яркие масштабные торжества, которые проходили в День Военно-морского флота в Хабаровске и Владивостоке. И до сих пор День ВМФ в семье Самойловых – один из самых любимых праздников.
Сейчас Анатолий Семёнович занимается организацией празднования Дня ВМФ в нашем городе. Ему и его соратникам по Совету ветеранов хотелось бы установить на набережной памятник подводной лодке «Старый Оскол», которая сейчас несёт службу на Черноморском флоте.