Ветеран Великой Отечественной войны рассказал журналистам издательского дома «Оскольский край» о своих фронтовых дорогах. 6 ноября с юбилеем Якова Васильевича Кострыкина приехали поздравить заместитель председателя старооскольского Совета ветеранов Михаил Некрасов, а также представитель управления социальной защиты населения Елена Нечаева. Гости пожелали ему крепкого здоровья на долгие годы, оптимизма, счастья и вручили поздравления от Президента РФ Владимира Путина, цветы и подарок от управления соцзащиты.
Яков Васильевич родился в Корочанском районе 6 ноября 1925 года. В семье было шестеро детей. Брат Николай в 1940 году служил на границе с Польшей и собирался приехать в июле 1941-го в отпуск, а в июне началась война. Он с первого часа вступил в бой, а в 1942 году погиб. Отца сразу призвали на фронт, а в 1942 году комиссовали. Якова призвали в армию в 17 лет.
«Пешком мы шли в Старый Оскол, там нас погрузили в эшелоны и повезли в Горки. Я попал в учебный артиллерийский полк, а ребят 1926-го года рождения распределили в танковый, – вспоминал Яков Васильевич. – Учились мы там день и ночь. Когда началась Курская дуга, нас сняли по тревоге ночью и увезли в Гороховец Владимирской области».
Там формировались различные войска, в том числе и 417-й истребительно-противотанковый артиллерийский полк, в который попал Яков Васильевич. Полк вооружили, погрузили орудия против «Тигров» и повезли на Белгород. Дорога проходила через Сталинград, Воронеж и Ржаву. Когда полк привезли сюда, из Белгорода врага уже выбили.
«Нас разгрузили в Казачьей Лопани, и мы пошли на Полтаву. Враг уже отступал, – рассказал Яков Васильевич. – А на Днепре мы застряли. С неделю не могли переправиться и прийти на помощь нашей пехоте, потому что немец беспрерывно обстреливал и бомбил. Получилось переправиться, только когда сел туман. Немцы контратаковали, пытались отбросить бойцов нашей армии обратно к Днепру. Мы меняли позицию, утром должны были идти в наступление на Днепропетровск. А надо же вырыть окоп для себя, для пушек и снарядов. Только начали выстраивать позиции, как немец открыл по нам шквальный артиллерийский огонь. И вот тут меня тяжело ранило и контузило».
В полевом госпитале Якову Васильевичу сделали операцию. Ранение было тяжелейшее, оторвано полчелюсти. Раненых увезли в госпиталь в Баку, там были челюстно-лицевые госпитали. За полгода Кострыкин перенёс ещё три операции, после чего его комиссовали и признали годным к нестроевой службе. Отправили в Новочеркасск, оттуда – в Мурманск.
«Мурманск был весь разбит, все причалы – разрушены, десятки пароходов стояли в очереди на разгрузку, – сказал Яков Васильевич. – Мы восстанавливали причалы. Немец рвался туда, чтобы остановить поставку помощи из Америки. Там погибло огромное количество людей».
Демобилизовали ветерана только в 1947 году. Мурманск тогда начали восстанавливать, быстро строилось жильё. Яков Васильевич встретил там свою будущую жену. У них родились две дочери и сын.
Работал он сначала шофёром, потом механиком, а последние 25 лет трудового стажа был начальником автоколонны грузовых автомобилей. На пенсию ушёл в 1984 году. Дети выросли и разъехались, а он с женой вернулся в Старый Оскол. Супруги не стало 17 лет назад.
У ветерана шесть внуков и три правнука. Летом все съезжаются к дедушке в гости, а сын живёт в Старом Осколе и навещает отца практически каждый день.
Несмотря на почтенный возраст, Яков Васильевич бодр и активен, отлично помнит даты и события прошлых лет и очень обрадовался приходу гостей. Хочется пожелать ему крепкого здоровья, бодрости духа и безграничного счастья!