Мария Дровникова не ждала гостей на юбилей. Волнуясь, встретила она на пороге своего дома начальника управления Городищенской сельской территории Валентину Мухину, заместителя председателя Совета ветеранов округа Михаила Некрасова и председателя первичной ветеранской организации Евгения Понкратова. Их тёплые, сердечные пожелания тронули долгожительницу до слёз.
Гости зачитали имениннице поздравление от президента РФ Владимира Путина и от председателя Совета ветеранов округа контр-адмирала Анатолия Самойлова. Поздравляя с юбилеем, пожелали Марии Петровне крепкого здоровья, благополучия, долголетия, поддержки и внимания близких людей. У нашей героини один-единственный родной человек – сын Николай, который приезжает почти каждый день к маме из города. Он первый, кто поздравил её с днём рождения.
«Не верится, что моей маме уже 90 лет! Посмотрите, какая она энергичная, как любит жизнь! Помогает мне в огороде не только словом, но и делом, – с гордостью сказал о своей матушке Николай. – Она одна меня воспитала, поставила на ноги. Благодаря ей я много где успел побывать. Мама у меня замечательная! Самое главное – желаю ей здоровья, и пускай ещё долго живёт!»
Сама Мария Дровникова своей жизнью не хвастается. Говорит, нечем. Много забот легло на её хрупкие женские плечи.
«Молодость моя прошла, и рассказать нечего. Никудышный век прожила… Отца на фронте убило, осталась одна с мамой. Звали её Вера Савельевна Севрюкова. Она сильно болела, и я с малых лет её выхаживала, – рассказала именинница. – В школу только в первый класс ходила, потом бросила. А как можно было учиться? Один букварь на четыре человека давали. Мама в школу отправляла, а мне боязно – ни писать, ни считать не умею. Раз сказала мне: «Мань, завтра будешь дома. У нас печь топить нечем». Я так рада была! Бегала по четыре-пять раз в день в сосновый лес, ветки собирала. А там сторожа, помню, были. Не давали топку собирать. Грабли отбирали, салазки ломали. Так вот мы жили. А в школу больше я не пошла».
Замуж Мария Петровна вышла неудачно. Не сложилась у них семейная жизнь с супругом Михаилом. Родила сына Колю, а когда малышу было четыре месяца, вернулась жить к матери. По рассказам моей собеседницы, она не по душе пришлась свекрови, да и муж выпивать начал.
«Пришла как‑то с работы, а сын кричит-разрывается. Спрашиваю свекровь, кормила ли она Кольку. А она что? Пустышку в воду окунала, затем в сахар и ему в рот – вот и вся еда была, – вспоминала Мария Петровна. – Она и мне никогда поесть не предлагала. Вот терпение моё и кончилось. И мне тяжело было разрываться между двумя домами, уход за матерью каждодневный требовался. В один день, когда свекровь ушла в магазин и задержалась там, мы с мужем поделили имущество. Картоху, пшеницу, поросят – всё поровну, мне – корову, а ему – телёнка. Приходил после ко мне муж, просил вернуться и ключ бросал. Но я знала, что он не изменится. Так замуж больше и не вышла».
Более 40 лет трудилась Мария в поле на свёкле. С первыми петухами вставала, в огороде прополет, поесть сыну с матерью приготовит, а тут и машина за ней подъезжала. И маковую росинку в рот закинуть некогда. Работа была не из лёгких – по 4 га в день, не разгибая спины, проходила. Иной раз агроном назад возвращал, если где не так бурак прорежен был. За месяц по 15 рублей молодая женщина получала, и всё на пропитание уходило да на одежду. Домой возвращалась Мария, ужин приготовит, спать сына уложит, а потом уж сама на печь лезет. До утренней зари рушники, полотенца вышивала на продажу.
Однажды кто‑то из земляков посоветовал ей свозить мать в город на медкомиссию, чтобы подтвердить её инвалидность. У Веры Севрюковой вторая группа была, а деньги она так никогда и не получала. Взяла Мария с собой шестилетнего сына (не с кем было оставить) и мешок картошки, чтобы продать её и еды купить. А жара неимоверная стояла.
«Приехали в город, смотрю, стоит молодая женщина, в колодце воду черпает. Спрашиваю у неё, где медкомиссию проходят. Рассказала, что для матери интересуюсь. А кругом народу было! Я уж подумала, что неделю жить в городе придётся, – тяжело вздохнув, продолжила свой рассказ Мария Петровна. – Та женщина, не помню имени, такая замечательная оказалась! Сыну моему булочку с повидлом дала, водой напоила и говорит мне: «Обожди, я двух человек пропущу, а потом маму твою приму, и домой поедете». Я аж заплакала, так ей все картохи отдала. Она брать не хотела, а ещё мне денег на обратный путь дала. Напоследок я наказала к нам в гости заехать. Она по дороге в Шаталовку заглянула ко мне. Я ей снова мешок картошки нарыла. Очень благодарна ей за помощь!»
Вспоминая этот случай, моя собеседница казалась такой счастливой! Ведь не так часто попадалась ей в жизни добрые люди.
Матери оформили пособие по инвалидности. Когда её не стало, их ветхий дом ушёл под снос, потому что рядом строили дорогу. Мария Петровна всю жизнь каждую заработанную копеечку откладывала, накопила – и за 3500 рублей купила жильё себе и сыну. Николай в то время служил в армии. Вот уже 40 лет живёт моя собеседница по новому адресу. Перед домом небольшой палисадник, в котором растут вишня и благоухают цветы. Невооружённым глазом видна аккуратно скошенная трава – всё это дело рук сына Николая.
Настало время прощаться с нашей юбиляршей, о чём она очень сожалела. Попросила нас ещё раз приехать в гости.А мы пообещали обязательно заглянуть в очередной раз, а также пожелали женщине жить ещё долго и счастливо.