Автомобиль начал работу 13 января, им уже воспользовались более 120 человек. Однако спецтранспорт на улицах города взбудоражил соцсети: появились сообщения о том, что якобы эта машина инвалидов не возит, а ездит только по своим делам. «Зори» разобрались в этой ситуации и выяснили, как именно используется новый транспорт.
12 февраля ровно в 9.45 к поликлинике № 3 (бывшая ЦРБ) подъехала белая «ГАЗель». Внутри было семь пожилых жителей Роговатого. Медсестра Ольга Кладиева и сопровождающая Виктория Попова помогли им выйти и подняться по ступенькам больницы. Селяне специально приехали в город на приём к кардиологу, неврологу и другим узким специалистам.
«В Роговатом работает только врач общей практики, – рассказал Василий Юдин. – А я инвалид, мне надо и к другим специалистам попасть. Когда узнал, что теперь стариков из сёл доставляет в город спецмашина, сразу решил воспользоваться. Отличный транспорт, в дороге было комфортно. И водитель молодец. Большое спасибо за заботу о нас».
Остальные прибывшие из Роговатого тоже хорошо отозвались о поездке. Выяснилось, что новая машина возит селян в город почти каждый день. График выездов формируют медики, соцработники обзванивают людей и составляют списки желающих.
«В рамках федерального проекта «Старшее поколение» нацпроекта «Демография» Комплексному центру в сентябре 2019 года была выделена «ГАЗель» со спецподъёмником для того, чтобы мы доставляли жителей сельских территорий старше 65 лет на дополнительное обследование в учреждения здравоохранения, – рассказала директор Комплексного центра социального обслуживания населения Татьяна Сидякина. – Эта задача перед нами поставлена правительством области. Губернатор 28 октября 2019 года утвердил соответствующий порядок. В нём чётко расписано предназначение этого автомобиля. Мы его используем только в рамках реализации нацпроекта, на другие цели не имеем права. Машина куплена на средства федерального бюджета».
При этом Комплексный центр также предоставляет жителям услуги социального такси. В прошлом году 60 инвалидов-колясочников воспользовались ими, осуществив 245 поездок. Задействовано три автомобиля, в том числе один специализированный – «ГАЗель» с подъёмником для инвалидов. Эта машина и вызывает больше всего вопросов у старооскольцев. Дело в том, что она эксплуатируется с 2007 года, сильно изношена.
«Конечно, мы стараемся этот автомобиль содержать в нормальном состоянии, – сказала Татьяна Михайловна. – Но он часто выходит из строя. Когда ломается, тут же заезжаем в ремонтную мастерскую, с которой есть договорённость, что нас обслуживают в первую очередь. Пока продолжаем эксплуатировать старую «ГАЗель». Стараемся очень рационально использовать имеющийся материальный ресурс. Бывает, вынуждены сказать человеку, что мы не можем сейчас его забрать, договариваемся приехать попозже, когда отремонтируемся, или на следующий день. Если, например, срочная запись на приём к врачу, прилагаем все усилия для того, чтобы человек вовремя попал в больницу».
Комплексный центр выполняет почти все заявки. Но сложилась такая ситуация, что старый автомобиль с подъёмником ещё задействован на доставке больных на жизненно важную процедуру гемодиализа. Специалисты уверены – назвать это нецелевым использованием транспорта нельзя, так как данная работа идёт в рамках действующих нормативных актов. При этом выполнение всего нацпроекта отслеживает прокуратура.
Каждого человека на гемодиализ возят три раза в неделю. Если услуга соцтакси платная, стоит 10,5 рубля за километр, то доставка больных к аппаратам искусственной почки оплачивается из бюджета.
Диализный центр работает в четыре смены, соответственно подстроена работа транспорта КЦСОН. Задействованы пять водителей. Работа очень напряжённая. Некоторых больных забирают из отдалённых сёл. Протяжённость самого большого маршрута – 160 км.
«Получается, что нельзя новую машину с подъёмником направить на гемодиализ и другие цели, – резюмировала Татьяна Сидякина. – Некоторые колясочники могут воспользоваться автомобилем нашего учреждения «Ладой Ларгус», так как у него объёмный багажник, в который помещаются две инвалидные коляски, а водитель оказывает помощь при посадке и высадке».
Кроме того, Комплексный центр предоставляет услуги мобильной соцслужбы. Например, человек не состоит на социальном обслуживании, соцработник ему не нужен, но ему помогут, если требуется привезти продукты или, например, парикмахера или психолога. Для этого учреждением задействован ещё один автомобиль.
Обсуждая ситуацию с социальным такси в интернете, некоторые старооскольцы спрашивали, почему нельзя для перевозки инвалидов задействовать автобусы с подъёмниками, курсирующие по городским маршрутам. Как известно, они были приобретены общественной организацией «Мы вместе» на средства президентского гранта. Председатель организации Юрий Карапузов ответил так: «Эти автобусы по условию гранта обязаны быть только на маршруте как общественный транспорт, а не социальное такси».
Получается вполне понятная ситуация. Весь транспорт по перевозке инвалидов и пожилых используется в Старом Осколе по назначению. При этом остаётся проблема изношенности старого автомобиля с подъёмником. Соцработники надеются, что этот вопрос в скором времени решится и наш округ получит ещё один новый автомобиль.