В большой семье обязательно должен быть главный. У Копыловых – это родители. А кодекс помогает маме мягко регулировать отношения внутри первичной ячейки общества.
Я побывала в гостях у Копыловых, в их уютном и красивом доме, в районе ИЖС Северном накануне Международного дня семьи, который отмечают 15 мая. В этот день Наталье вручили Почётный знак Белгородской области «Материнская слава» II степени. У Натальи и Вячеслава детей четверо: тринадцатилетний Данил, девятилетняя Ксения, пятилетний Саша, трёхлетний Серёжа. А вскоре они ожидают ещё одного ребёнка. С ними живёт бабушка Валентина Егоровна, без которой справиться со всеми делами было бы просто нереально. Вячеслав по профессии инженер, работает на ОЭМК. А Наталья – юрист, трудится в частной фирме.
«Мы не можем точно сказать, в какой момент решили, что быть многодетными родителями в современном мире не страшно, – говорит Вячеслав Копылов. – Сначала родился сын, потом дочь, потом ещё один сын, а потом мы осознали, как здорово жить в окружении детей».
Самое непростое в наше время, считают опытные мама, папа и бабушка, это привить детям ответственность и уважение к взрослым.
«Как мы росли и как внуки растут – разница огромная, – считает Валентина Егоровна. – Мы безоговорочно признавали авторитет взрослых. Нам сказали – мы сделали. Да и без напоминаний знали свои обязанности. Пришли из школы, увидели, что взрослые на огороде, сумки побросали и побежали помогать. Никто не говорил – пообедай, переодевайся и приходи. Сами делали свою часть работы. Наверное, на нас и время влияло. Тогда многое развивалось – страна строила дома, заводы. Рабочие профессии были в почёте. Сейчас ничего такого нет».
Уже не впервые сталкиваюсь с подобным наблюдением. С одной стороны, такое положение вещей не такое уж плохое – дети свободны, раскованы и ощущают себя полноценными личностями, с другой – они могут перестать ощущать границу дозволенного, потерять берега.
Ещё одну проблему воспитания в большой семье создаёт давно известный психологам эффект: для детей самые плохие учителя и наставники, как правило, родители. Причём чем любимей мамочка и папочка, тех хуже дети воспринимают их наставления. В родителях они видят защитников, источник благ, любви, внимания, но никак не знаний. Поэтому всегда так подчёркивалась роль детсада, школы и общества в воспитании подрастающего поколения.
«Дети учатся друг у друга, младшие берут пример со старших детей, а не с родителей, – делится наблюдениями Наталья. – Это какое‑то новое поколение – рассудительное, умное, со своим мнением, уже сейчас чувствующее себя равными со взрослыми. Возможно, играет свою роль веяние времени – всё направлено на учёбу. И мы тоже считаем, что важнее всего дать детям хорошее образование, без него – никуда».
Пока мы с Натальей, Вячеславом и Валентиной Егоровной рассуждали о вечном, представители нового поколения проявили свои положительные качества. Старшие дети заняли игрой младших, чтобы не мешали взрослым.
Данил и Ксения охотно помогают родителям по хозяйству, хорошо учатся. Данил занимается спортом, Ксения – музыкой, играет на скрипке. Саша и Серёжа пока пользуются привилегиями малышового возраста.
Наталья и Вячеслав часто говорят: «Мы подумали», «Мы решили», «Мы считаем». Они постоянно прислушиваются к мнению друг друга, принимая совместные решения, которые максимально учитывают интересы всех членов семьи.
«Наша главная проблема – это хроническое недосыпание, – улыбается Вячеслав. – Но с этим трудно что‑то поделать, по крайней мере, пока».
Но, несмотря ни на что, когда большая семья собирается вместе, а в доме звучат детские голоса и смех, то сразу становится ясно, что всё у них хорошо.