Предложение посетить Калининград в составе делегации белгородских журналистов было неожиданным. Этот город от нас всё же очень далеко. Но авиакомпания «РусЛайн» открыла с ним прямое сообщение, и путь к балтийским берегам по времени сравнялся с поездкой в областной центр из Старого Оскола.
Небольшой самолёт с расписным фюзеляжем уверенно взмыл над ночным городом, над пеленой облаков. В иллюминатор смотрели из чёрной бездны мириады звёзд. Но пассажиры даже не успели выспаться – здравствуй, Калининград!
Из‑под ночного снегодождя нас вывез и доставил в гостиницу посланец принимающей стороны. Апартаменты оказались очень уютными. Но не пристало журналистам долго спать! Через несколько часов мы вернулись в аэропорт Храброво, чтобы рассмотреть его при свете дня.
В просторном современном здании всё продумано, рассчитано на приём трёх миллионов пассажиров в год, 1350 человек в час. А во время недавнего чемпионата мира по футболу через Храброво пропускали до двух тысяч человек ежечасно.
Красота, которую мы застали, создавалась в Храброво на протяжении многих лет. Пассажирский терминал, построенный здесь в 1979 году, в 2000-х стали реконструировать, а в кризис 2008 года проект реконструкции замер. Пока аэропорт переходил из рук в руки, в стране началась подготовка к мундиалю. И с 2016 по 2018 год в Храброво была проведена титаническая работа. В строительство аэровокзала вложено около 3,5 миллиарда частных денег и ни копейки бюджетных. По федеральной программе шла реконструкция аэродромной инфраструктуры и взлётно-посадочной полосы.
Завершить стройку удалось буквально за несколько дней до начала чемпионата. В кратчайшие сроки сотрудники аэропорта отладили пути входа-выхода для игроков и болельщиков, навели положенную красоту. До сих пор в зале аэровокзала открыто для всех футбольное мини-поле. На нём проходят детские соревнования, а просто попинать мячик может любой скучающий пассажир. Многие пользуются этим, да ещё и берут сувенир на память. Мячи приходится покупать каждую неделю, но хозяева не в обиде.
Нашим гидом в Храброво была администратор аэропорта Наталья Грицун.
«Зона предполётного контроля расположена под большим прозрачным куполом, – рассказывала она. – Очень красиво. Фотографировать нельзя».
И это только одно «нельзя» из многочисленных ограничений, соблюдаемых ради общей безопасности. Пока мы переходили из одного зала в другой, выходили на перрон, пришлось с десяток раз пропускать сумки через рентген, снимать верхнюю одежду, проходить через рамки… Эти меры распространяются абсолютно на всех, будь то гости или сотрудники аэропорта.
Так же ответственно следят здесь и за пожарной безопасностью. Нам продемонстрировали аварийно-спасательную станцию, расположившуюся напротив середины взлётно-посадочной полосы, длина которой 3 км 350 м.
Внутри стояла огромная пожарная машина.
«Две машины дежурят здесь, чтобы в случае чего успеть в любую точку полосы, – поведал нам начальник станции Вадим Субочев. – От поступления сигнала тревоги до начала работы спасателей должно пройти не более 180 секунд. В нашей зоне ответственности ещё 16 посёлков, выезжаем туда на пожары на обычной машине. А эта там не развернётся».
Ради безопасности здесь не жалеют ни сил, ни средств. Оборудование, необходимое для ликвидации ЧП, эвакуации людей, стоит около 15 миллионов рублей. Через 10 лет оно устареет, и предприятие закупит всё это вновь.
«Общая производительность наших машин – 60 литров огнетушащей смеси в секунду, – продолжил рассказ Вадим Викторович. – У нас работают 64 человека, по 12 в смене. Целый день тренируются – теория-практика, теория-практика… А как иначе? Самолёт горит 6 минут. В первые секунды при возникновении ЧП работает кабинный экипаж, девчонки. Они организуют тушение, эвакуацию людей. Мы идём им на помощь. Пена с трёх машин закрывает самолет в течение 10–15 секунд. И дальше одна машина продолжает охлаждать, другие делают проходы, если разлилось топливо, чтобы вывести людей. В аэропорту ещё 252 сотрудника задействованы в спасательной команде. Безопасность – это очень серьёзно! Я работаю в этой сфере 15 лет. Дважды в жизни видел, как самолёты сгорали полностью. ТУ-134 – за 8 минут. На земле остался крест из пепла и стойки шасси. В Храброво таких происшествий не было ни разу, но важно всегда быть к ним готовыми. Мы ведём круглосуточное наблюдение за движением воздушных судов – и глазами, и камерами».
И мы посмотрели своими глазами вместе с диспетчерами на убегающую в обе стороны взлётно-посадочную полосу. А Вадим Викторович живописал подробности работы спасателей:
«По тревоге большая машина выскакивает из гаража за 20 секунд. Экипаж буквально влетает в неё. Случись что – там девчонки будут гореть, а если в самолёте люки заклинит? Однажды приехали к нам кино снимать. Оператор говорит: «Можно я сниму, как вы тревогу будете делать?» Пожалуйста, говорю, снимай. Он треногу свою установил, готов, говорит. Наши в машину раз – и уехали! Оператор спрашивает: «А что это было?» Так ничего и не снял…»
Покинув гостеприимную станцию, мы прокатились между стоящими самолётами и вертолётами (в Храброво базируется ещё и авиация ФСБ РФ, МЧС РФ, ФТС РФ и Минобороны РФ) и прибыли на встречу с директором аэропорта Александром Корытным. В планах Храброво – развивать грузовые перевозки, сообщение с Китаем, Дальним Востоком.
— А вы за кого голосовали, когда присваивали имена аэропортам – за Канта или Елизавету?
— На первом этапе – за Барклая де Толли. Во‑первых, потому что мы тогда собирались летать в Париж. Красиво звучит – из Барклая де Толли в Шарль де Голль… И человек был интересный, гражданин мира. А когда понял, что мой кандидат не прошёл, ни за кого больше не голосовал, – сказал Александр Семёнович.
В итоге аэропорт получил имя императрицы Елизаветы Петровны, но пока это никак на нём не отразилось.
Жил был кот, который следил, как строился старый Кенигсберг. Звали кота Вульф, он был потомком самого древнего кошачьего рода, представители которого служили при дворе короля Фридриха. Он помнил, как строились Королевский замок, мосты и даже то, как по тихим брусчатым улочкам бродил Иммануил Кант.
Прошли и мы по старинной брусчатке – прямо к тому самому кафедральному собору, у стены которого покоится великий философ. Точная дата начала строительства архитектурного шедевра – символа Калининграда – неизвестна. Формально «днём рождения» собора считают 13 сентября 1333 года – по первому упоминанию в документах.
Говорят, что остатки разрушенного в войну здания не снесли именно потому, что советские власти очень уважали Канта. Не снесли, но и восстанавливать не спешили. Этим занялся местный энтузиаст, бизнесмен Игорь Александрович Одинцов. При активной поддержке жителей Калининграда удалось собрать средства и восстановить собор. И сейчас он поражает своим величием, лёгкостью стрельчатых башен, мощью терракотовых стен.
Неподалёку – построенная недавно синагога. Внушительное по размерам здание раскрашено в такие жизнерадостные цвета, что кажется огромной игрушкой.
Мы прошли по набережной реки Преголи, полюбовались мостами, видом на стоящие вдали суда. На границе воды и льда тусовалось множество уток и лебедей в надежде получить что‑нибудь вкусненькое.
Дома, в облике которых угадывается нечто прусское, обступили большое Верхнее озеро. На берегу – скульптуры тюленей. Живых зверей можно увидеть в зоопарке, которым местные жители очень гордятся.
Гулять здесь можно, кажется, бесконечно. Почти каждый из калининградцев сетовал, что приехали мы не совсем удачно, надо бы летом, вот тогда‑то самая здесь красота.
А мы без устали щёлкали фотоаппаратами: и зимой этот город прекрасен!