Бой местного значения разгорелся 19 июня в окрестностях Архангельского. Под прикрытием танков с криками «Ура!» шли в атаку красноармейцы. Под превосходящими силами противника они откатывались назад, вновь и вновь поднимаясь из окопов. А вокруг рвались снаряды, гремели автоматные очереди и винтовочные выстрелы. И если бы не современные автомобили, стоящие на опушке леса, и десятки зрителей, можно было подумать, что ты попал в Великую Отечественную войну: настолько реалистично смотрелся эпизод наступления бойцов.
Впрочем, участникам историко-патриотических клубов «Поиск», «Прохоровский рубеж» и другим не привыкать к реконструкциям сражений. Правда, на этот раз они принимали участие в съёмках короткометражного фильма «Письмо с фронта». Главную роль в нём сыграл молодой актёр Дмитрий Власкин, известный по сериалу «Физрук». В эпизодах была задействована военная техника – советские танки Т-34 и Т-70, изготовленные старооскольскими умельцами братьями Михаилом и Александром Шептаевыми. Кстати, в кино они не новички – в 2014-м снялись в картине «Ладога» вместе с Ксенией Раппопорт, Андреем Мерзликиным, Алексеем Серебряковым и другими актёрами.
Массовку – красноармейцев – в этот раз играли участники военно-патриотических клубов из Старого Оскола, Воронежа, Грайворона, Белгорода и Губкина. Съёмку проводила воронежская киностудия «Стоп! Снято». Фильм о том, как студент переписывается с ровесником из огненных 1940-х, своим прадедом. Продюсер Артём Герцен в интервью рассказал, как родилась идея снять кинокартину и почему в ней играет Дмитрий Власкин. В первую очередь фильм посвящён 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. В то же время он о современной молодёжи.
«Чтобы нынешнее поколение могло себя сравнить с поколениями других времён, – сказал Артём Герцен, – мы посчитали необходимым дать понять современным молодым людям, что пережили их сверстники 75 лет назад. Киностудия делает детские и юношеские фильмы в основном для интернета. Именно там сейчас сосредоточены наши потенциальные зрители. Считаем, что в отечественном кинематографе существуют серьёзные проблемы. Они связаны с тем, что игровые картины, нацеленные на юного зрителя, искусственно заменены мультипликацией либо западными супергероями. Старые добрые традиции советского кинематографа существуют, но почему‑то не используются. Мы уже семь лет занимаемся фильмами, ориентированными на юного зрителя. Общаясь в рамках нашей киностудии с детьми, поняли, что они о войне знают, но у них нет эмоционального переживания. Поэтому и был написан сценарий фильма «Письмо с фронта». Его сюжет – о сегодняшних 20-летних студентах, которые ведут свободный образ жизни, занимаясь съёмками пранков».
Один из героев получает задание преподавателя-историка написать письмо своему прадеду, который участвовал в Великой Отечественной войне. Студент пишет послание, бросает его в почтовый ящик, посчитав, что миссия выполнена. Но неожиданно получает в ответ письмо-треугольник. Герой думает, что это розыгрыш, однако выясняется, что оно действительно с фронта. Юноша делится с красноармейцем своими переживаниями, историями, связанными с какими‑то бытовыми моментами, а прадед, который сражается на Курской дуге, рассказывает про фронтовые будни. Постепенно студент меняет своё мировоззрение и отношение к жизни, взрослеет.
Когда я поинтересовался у Артёма Герцена, не перекликается ли фильм «Письмо с фронта» с такими кинокартинами, как «Мы из будущего» или «Туман», он ответил, что рефрен сделан, прежде всего, в сторону известного кинофильма Марлена Хуциева «Мне 20 лет» о молодёжи 1960-х годов. Там сын общается с погибшим на фронте отцом. Часть съёмок проходила в Воронеже, в них участвовал ветеран Великой Отечественной войны танкист Николай Николаевич Борисов.
Чтобы привлечь зрителя, на роль главного героя создатели фильма специально решили пригласить узнаваемого медийного актёра Дмитрия Власкина. И он с удовольствием согласился.
«Мой прадед тоже участвовал в Великой Отечественной войне, – рассказал Дмитрий. – Он сражался под Псковом, в Воронеже. То, что в то время выпало на долю наших предков, мы не вправе забыть. Это наша история. Надо сделать всё, чтобы подобное не повторилось. Я не первый раз в роли военного: участвовал в театральной постановке «Белой гвардии» – стоял в строю и держал винтовку. У вас прекрасная природа, а я люблю широкие российские просторы».
Тем временем работа продолжалась. Сначала крупным планом снимали героя, который в окопе читает письмо. Кстати, когда экскаватор копал траншею, на глубине 2 м появилась вода – оказывается, она здесь очень близко к поверхности. Пришлось окоп засыпать и выкопать в другом месте.
Несколько раз снимали дубли, прежде чем отснять главную сцену фильма. Раз за разом поднимались в атаку бойцы. Сначала они бежали, не стреляя, экономя холостые патроны. Потом стрелять разрешили, и началась беспорядочная пальба. Температура воздуха в этот день зашкаливала за 30. Можно представить, как нелегко приходилось участникам съёмок, одетым в красноармейскую форму, в касках, кирзовых сапогах, с вещмешками за спиной и оружием в руках. И главному герою тоже, несмотря на отличную физическую подготовку. Видно было, как из‑под его каски ручьями тёк пот.
Но съёмки есть съёмки. Здесь все подчиняются режиссёру – он командует, чтобы танк на скорости переехал окоп, выстрелил и остановился, чтобы пламя на поле боя сильнее разгоралось, а взрывпакеты взрывались. И вот другой танк, которому была уготовлена печальная участь, заполыхал, как надо, а точнее, укрылся в дымовой завесе.
По ходу съёмок в сценарий вносились изменения. Для пущей убедительности на позиции потребовалась пушка. И Шептаевы оперативно доставили 45-мм орудие. Но куда его ставить? Режиссёр распорядился: перед окопами. Услышав аргументированные доводы, согласился переместить орудие левее.
С удивлением я увидел, как на танке Т-70 закрашивают трафарет с надписью «70» и «За Родину!». Когда поинтересовался у девушки, зачем она это делает, услышал в ответ обескураживающее: «Таких надписей в то время быть не могло! Тем более эта цифра означает 70-летие Победы». А ведь мы в этом году празднуем её 75-летие. В окопе разгорелся жаркий спор, касающийся красноармейской формы главного героя.
«Вы делаете грубую ошибку, облачив в неё бойца, – доказывал один из членов историко-патриотического объединения. – Это искажение истории».
На мой взгляд, форма была как форма. Но выяснилось, что в 1943-м у красноармейцев на гимнастёрках не было карманов. Они появились после войны. Менять ничего не стали, и Дмитрий Власкин так и снялся в послевоенном обмундировании.
Были и другие огрехи, заметные тем, кто служил в армии. Конечно, на таких съёмках обязательно должен присутствовать профессиональный консультант. И всё же, несмотря на некоторые недочёты, надо отдать должное этим ребятам, которые снимают необходимые сейчас патриотические фильмы в противовес тем, кто старается переписать или исказить историческую правду.
Премьера фильма «Письмо с фронта» планируется в разных соцсетях, в том числе на Youtube, в ВКонтакте, «Одноклассниках» и в «Инстаграме». Помощь в организационных вопросах съёмочной группе оказал председатель совета директоров компании «СОАТЭ» Александр Мамонов.