Многие старооскольцы знают заслуженного деятеля искусств и заслуженного артиста РФ Леонида Винцкевича как руководителя фестиваля «Джазовая провинция», который в течение нескольких лет ежегодно радовал старооскольцев музыкальными изысками и сюрпризами.
И вот известный музыкант-просветитель вновь посетил наш город – теперь в рамках музыкального эксперимента культурной платформы «Арт-окно» «Вокруг Малевича».
Проект не случайно был задуман в Курске: Казимир Малевич жил и работал там 11 лет. В этом году исполняется 140 лет со дня его рождения. Этой дате и был посвящён концерт «Vive l’amour», который состоялся 2 марта на сцене ЦКР «Горняк».
«Малевич был основоположником важного направления – супрематизма, которое повлияло на многое, что было потом в XX веке в архитектуре, музыке и других областях. Это явление. И сегодня – первый фестиваль, посвящённый этому гению», – сказал, открывая программу, Леонид Винцкевич.
Он представил публике человека, которого тоже обозначил как явление, – заслуженного артиста РФ Бориса Андрианова. Это один из ведущих российских музыкантов, руководитель проекта «Поколение звёзд», арт-директор виолончельного фестиваля «Vivacello», преподаватель Московской консерватории.
На большом экране ожили работы Малевича благодаря видео-инсталляции, подготовленной специально для проекта видео-сценографом Асей Мухиной. Зазвучала музыка Баха, в которую вплетались джазовые импровизации. Оплотом классики оставалась виолончель Бориса Андрианова. Органично вписавшийся в джазовую компанию музыкант придерживался генеральной линии, прописанной композитором.
Всё вместе это завораживало, звуки и краски сливались воедино, и зрители становились частью странного и прекрасного мира.
«Сегодня будет разная музыка», – предупредил ведущий, приглашая на сцену джазовый квинтет.
Кроме уже названных, на сцену вышли всемирно признанный композитор и саксофонист Николай Винцкевич, соратник многих выдающихся музыкантов современности Вартан Бабаян (ударные) и соавтор фольклорно-джазовых проектов Леонида Винцкевича Сергей Винцкевич (бас-гитара). «Песня чёрной земли» – так называлась первая композиция в их исполнении, посвящённая Казимиру Малевичу.
Описывать словами то, что творилось на сцене, бессмысленно.
«Я такой – не могу контролировать себя, когда идёт импровизация, – сказал потом Николай Винцкевич. – Если есть энергетика – ты ею делишься. Это не только техническое мастерство, это полёт души!»
«Программа специально составлена разнообразная, – в паузе между номерами продолжил беседу со зрителями Леонид Винцкевич. – И я очень хотел, чтобы звучала классическая музыка. Потому что при всех своих новых идеях Малевич чтил традиции, возвращался к ним. В связи с этим проектом мне пришлось поинтересоваться, что, помимо «Чёрного квадрата», стоит посмотреть у Малевича. Это колоссальное наследие, которое хранится в лучших музеях мира. Поэтому классика должна была звучать сегодня».
И на время прекратилось буйство красок, в полумраке притих зал, и запели две виолончели в руках Бориса Андрианова и его ученицы, выпускницы консерватории им. П.И. Чайковского, а ныне студентки университета искусств в Берлине Анны Кошкиной. Какая музыка была! Оказывается, виолончели умеют смеяться и плакать, петь и говорить о сокровенном. А было это премьерой произведения Давида Поппера на Белгородской земле. Творил композитор как раз во времена Малевича. Кстати, играли музыканты на старинных инструментах: Анна – на немецком, которому около ста лет, а виолончель Бориса создана итальянским мастером 270 лет назад.
А потом снова на сцене были джаз и блюз, и даже зрители пропели одну из партий дружным хором.
В финале от лица всех старооскольцев гостей и фонд Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» благодарила заместитель начальника управления культуры Татьяна Шмидова.
«У нас сегодня просто Карнеги-холл», – отреагировал на очередной шикарный букет Леонид Винцкевич.
После концерта все его участники долго беседовали с журналистами. Кстати, свою лепту в программу внесли ещё виждей Тамара Зубова, которая обеспечила взаимодействие музыки и видеоряда, и актёр Курского драмтеатра Александр Курицкий, в исполнении которого на протяжении всего вечера звучали стихи Алексея Крученых, Владимира Маяковского, Велимира Хлебникова.
О значении фестиваля «Вокруг Малевича» для культурной жизни региона Леонид Владиславович сказал:
«Если бы мы решили показать работы Малевича – уже было бы зрелище. Если бы Борис Андрианов решил сыграть концерт виолончели соло – думаю, это было бы событием века. Если бы мы приехали просто квартетом играть – тоже было бы неплохо, потому что все, кто со мной играет, объездили Европу, Америку, пишут пластинки, которые выходят во всём мире, и так далее. И всё это сегодня объединилось в одном проекте!»