Жительница села Монаково Анна Ивановна Свиридова была в числе тех, кто в военные годы строил железную дорогу Старый Оскол – Ржава. Кроме неё там трудились 25 тыс. человек, причём многие шли добровольцами.
Анна Ивановна родилась и выросла в селе Верхне-Атаманское. Когда началась война, отца забрали почти сразу. Остались бабушка, мама и трое детей. Аня – старшая.
«Маму поставили окопы рыть, и не рядом с селом, а в отдалении. Мне ещё не было пятнадцати, а я уже работала звеньевой в колхозе, в передовиках числилась. И вот, подумала: отца забрали на войну, если его убьют, а ещё и маму убьют в окопах, то кому мы, сироты, нужны будем? Пошла в сельсовет и говорю: «Знаете что, вы назначайте меня вместо мамы. Она с двумя младшими детками пусть сидит, а я желаю работать. Пусть я ещё несовершеннолетняя, но буду выполнять нормы». И старалась. Окопы назначат – 13 метров сделать надо, и я из кожи вон лезла, копала».
Когда в 1943 году, после того как немцев выбили с нашей территории, началось строительство железной дороги Старый Оскол – Ржава, Анину маму хотели назначить на эти работы. Но дочь снова её заменила.
Анна Ивановна вспоминала, что военные привозили на строительство полевую кухню. Вот только варить было особо нечего.
«Траву рвали – лебеду, подсвёкольник. Мелко резали, варили её, а потом кидали крупу, какая была. Разливали это варево по котелкам – ни заправки, ни масла. Просто каша с травой, мы и вкуса не чувствовали. Но рады были этому хлёбову: главное, что горячее. Кто хлебушка мог из дома взять, тот заедал, а кто нет – и так всё подъедал».
Рабочих распределили по квартирам в деревне Йотовке. Это в 7 км от железной дороги.
«Квартира на самом деле была сараем. Дотемна работали на стройке, потом домой. Там ели, что было, и падали спать. А утром снова пешком на работу. А мне казалось, что это нетрудно. Я гордилась, что помогаю, что как могу защищаю Родину. Мы лопатами землю кидали, делали насыпь, таскали шпалы, рельсы, распределяли их по уровню, чтобы ровно шла дорога. И костыли (крепление рельса к шпале – прим. автора) забивали. Очень гордились, что нам доверяют такую ответственную работу, – рассказывала Анна Ивановна. – Помню день, когда узнали о Победе. Как кнутом кто по деревне ударил – война кончилась! Какая радость была! Даром, что все голодные, слабые, а начали песни петь и что‑то варить, угощать друг друга. Я слов не знаю таких, чтобы об этом говорить. Это как что‑то невероятное, злое, ужасное нас одолевало – да не смогло. И жизнь стала другой. Всё ещё трудной, голодной, но мирной».
Основные работы по строительству дороги завершили 17 июля 1943 года, а уже 19-го прошёл первый поезд. Но этого знаменательного события ветеран Анна Ивановна не увидела. Накануне умерла её бабушка, и девушка уехала на похороны.
Анна Свиридова до выхода на пенсию трудилась в колхозе, растила свёклу. Пололи, прорывали и копали вручную. А ещё на току убирали по ночам и зерно на волах возили. Анна Ивановна всегда была в передовиках. Её портрет часто помещали на Доску почёта. Вышла замуж за хорошего человека, вырастила троих сыновей и дочь. Есть у неё внуки и правнуки.