Детство Владимира Константиновича Гаморы омрачилось войной. Отца Константина Денисовича мобилизовали, а маму Надежду Ивановну с детьми – маленьким Володей и его сестрёнкой Майей из Днепропетровска эвакуировали в Оренбургскую область, которая в те годы называлась Чкаловской. Вскоре там родился младший брат Владимира – Валерий. Владимир Константинович показал журналисту картины. Одна датирована концом 40-х годов прошлого века. Её писала Надежда Ивановна – в девичестве Гуслистая. Морской пейзаж исполнен столь профессионально, кажется, перед нами сам Айвазовский. Рядом – ещё полотна. Они принадлежат кисти Валерия Гаморы. Родной брат Владимира Константиновича стал художником и мастером резьбы по дереву. Сейчас Валерий живёт в Черкесске, а сестра Майя – как и Владимир Константинович – в Старом Осколе.
Из эвакуации вернулись в Днепропетровск в конце 44-го. А в марте 45-го Надежда Ивановна с детьми и родной сестрой Зинаидой уехала в город Ходоров, подо Львовом. Победа пришла в день рождения Владимира Константиновича – 9 мая. К сожалению, отец в семью не вернулся: познакомился на фронте с другой женщиной. Мама замуж больше не вышла, всю жизнь посвятила детям.
Владимир Гамора хорошо помнит своё детство в Ходорове. Украинец по происхождению, там, в западной Украине, он быстро освоил местный язык, в котором были намешаны и австрийский, и венгерский, и польский. Ему ещё не раз в жизни придётся привыкать к новой языковой среде: в длительных командировках в Казахстане, Пакистане, Иране и Египте. И везде Владимир Константинович успешно осваивал незнакомую речь.
«Во Львове я окончил строительный техникум в 1956 году, – рассказал он. – Сразу после вручения диплома меня призвали в армию и направили в город Кушку Туркменской ССР. Но сначала нас привезли в Казахстан. Там мы, новобранцы, живя в палатках, убирали богатый урожай зерна в крупном совхозе, потом, когда председатель узнал, что мы выпускники строительного техникума, нам поручили строительство складов для зерна. Мы копали фундаменты, заливали их бетоном. Вручную поднимали тяжёлые металлические фермы, потом сверху крыли профлистом. Кстати, у нас уже был строительный опыт: в техникуме посылали на производственную практику в Азербайджан – город Сумгаит, а на преддипломную – в грузинский Рустави».
Зимой молодых военнослужащих привезли на железнодорожный разъезд, чтобы оттуда отправить на границу с Афганистаном, в город Кушку. Новобранцев – тех, что летом убирали урожай, – собралось тысяч триста. И всех нужно было развезти по Советскому Союзу – по местам несения воинской службы. В ожидании своего поезда Владимиру Константиновичу с товарищами пришлось провести на этом разъезде десять дней. Мороз стоял –30. Жить и греться было негде. Мальчишки выходили из ситуации как могли: садились в пригородный поезд, который курсировал через этот разъезд и всю ночь ездили в нём, чтобы не замёрзнуть. Наконец пришла и за ними теплушка – через Ташкент направились в Кушку. На место прибыли в январе 57-го. На границе с Афганистаном Владимир Гамора прослужил два года, из них три месяца – в самом Афгане. Получил звание сержанта и специальность радиста танковых радиостанций.
«Когда демобилизовался и вернулся в Ходоров, хотел поступить в Львовский политехнический институт, но провалил экзамен по немецкому языку, – продолжил свой рассказ Владимир Константинович. – В это время знакомый предложил мне поехать в Казахстан. В городе Темиртау, который ещё называли казахстанской магниткой, велось строительство Карагандинского металлургического комбината. Я поехал. Проработал там до 1969 года. Будучи мастером, а затем старшим прорабом строительного управления «Коксохимстрой», построил там пять коксовых батарей и одну пекококсовую. Кстати, за последнюю меня наградили медалью «За доблестный труд». Старался все работы организовать так, чтобы максимально сократить сроки их выполнения».
Коксовая батарея – это специальный металлургический агрегат для изготовления кокса – топлива для доменного производства чугуна. Для металлургического производства эти агрегаты были жизненно необходимы, поскольку в те годы доменное производство в стране преобладало. Работая в Казахстане, Владимир Константинович получил высшее образование – в 1962 году поступил в филиал Карагандинского высшего технического училища на вечернее отделение.
С будущей супругой Светланой познакомился в 59-м в Ходорове. Начали встречаться. Потом он уехал в Казахстан, а она к нему прилетела в следующем году. Вместе прожили 54 года, вырастили двоих сыновей. Старший Андрей родился в Казахстане, а младший Максим – уже в Иране. Сыновья подарили родителям шестерых внуков. Сейчас у Владимира Константиновича семеро правнуков.
…Когда миссия в Казахстане была выполнена, в 1969 году Владимиру Константиновичу, имеющему за плечами опыт строительства шести коксовых батарей, предлагают поехать в Иран – на должность начальника коксохимического комплекса. Отправился туда с семьёй – в город Исфахан. Там ему дали переводчицу. Ханум Ахмади была дочерью русской женщины и турка, прекрасно говорила по‑русски и по‑персидски. «Ты у меня заговоришь по‑персидски через месяц», – сказала она Владимиру Константиновичу. Прожив и проработав в Иране четыре года, он действительно заговорил по‑персидски. Построил на Исфаханском металлургическом комбинате две коксовых батареи всего за два года, за что удостоился ордена Трудового Красного Знамени. Руководил возведением станов 350 и 600, принимал участие в строительстве вертикальной установки непрерывной разливки стали. А ещё участвовал в строительстве небольшого городка для металлургов.
«Приходилось преодолевать трудности, связанные с погодными условиями, – вспоминал Владимир Константинович. – Мы строили на высоте 1700 метров над уровнем моря. Зимой там очень холодно. Но я ещё в Казахстане научился, как нужно разогревать бетон в такую погоду. Для возведения железобетонных конструкций мы использовали также скользящую опалубку».
С таким огромным багажом практического опыта Владимира Гамору отправили в Старый Оскол – на строительство ОЭМК. Получив путёвку из министерства, Владимир Константинович с семьёй приехал в наш город. Сначала получил должность начальника технического отдела строительно-монтажного треста «Осколстрой». Дали квартиру. Через два года стал главным технологом комбината «Электрометаллургстрой», ещё через два – главным инженером треста «Металлургстрой-1».
«В 1974 году в Старый Оскол приехал Александр Александрович Бабенко, который возглавил комбинат «Электрометаллургстрой». С 1 января 1975 года я был у него в подчинении. Мне поручили принимать чертежи будущего металлургического комбината, которые приходили из Москвы. Стройка эта была на особом контроле Совета министров СССР».
Владимир Константинович помнит тот торжественный момент, когда он вместе с первым землеустроителем Дмитрием Устиновым выехал на место строительства будущего ОЭМК, и они забили первые колышки, определившие его координаты. После разметки год шла вертикальная планировка будущей стройплощадки. Уже на этапе строительства предприятия были назначены первый директор комбината Владимир Алексеевич Башков и первый главный инженер Валентин Семёнович Кудрявцев.
«Владимир Алексеевич лично добивался в Москве права строить в Старом Осколе многоэтажные дома. Их возводить не разрешали, поскольку в городе не было пожарных машин, способных тушить огонь на высоте свыше шести этажей. Владимир Башков пообещал купить такую машину. В качестве главного технолога я принимал участие в возведении первых многоэтажных панельных домов в Старом Осколе. Они расположены в микрорайоне Жукова. Панели для них везли железнодорожными составами из Москвы. Мы строили и пятиэтажные дома, и школу на Жукова, занимались водоснабжением».
В 1980-м Владимира Гамору снова отправили в дальнюю командировку – в Пакистан. Там он построил две коксовых батареи, начал возведение стана 800. А в 1982-м снова вернулся в Старый Оскол, где продолжил строительство ОЭМК.
В 1989-м сбылась его мечта детства – побывать в Египте. Туда в должности начальника коксохимического комплекса его командировали для строительства коксовых батарей в городе Хелуане. Всего Владимир Константинович построил десять коксовых батарей – это рекордное количество.
Но, конечно, Оскольский электрометаллургический комбинат для Владимира Константиновича особенно значим. Здесь он участвовал в возведении всех цехов, в том числе стана 350, цеха отделки проката, агрегата комплексной обработки стали и установки циркуляционного вакуумирования стали. Был главным инженером «Электрометаллургстроя» и «Осколметаллургстроя», заместителем управляющего по промышленному строительству треста «Металлургстрой» ОЭМК, а также технологом этой организации. Владимира Гамору знают также как главного технолога и заместителя генерального директора по производству ООО «Трест «Металлургстрой». В качестве главного инженера трудился в ООО «СтройЛайн» и ООО «РусМет».
На заслуженный отдых Владимир Константинович вышел в 2016 году. Он награждён орденом Трудового Красного Знамени, медалями «За освоение целинных земель», «За доблестный труд», «За трудовое отличие», «За заслуги перед Землёй Белгородской» II степени.