Алкоголизм и наркомания, несмотря на большую профилактическую работу и огромный объём информации об их смертельной опасности, по‑прежнему остаются актуальными проблемами нашего времени. Они касаются не только каждого человека, попавшего в круг зависимости, не только семей нарко- и алкозависимых. Можно сказать, что это болезнь всего общества.
О том, какие факторы толкают к пагубным привычкам, и можно ли вырваться из этой паутины, мы побеседовали с главным врачом Старооскольского центра психиатрии и психиатрии-наркологии Еленой Тращенко. Сегодня в коридорах медучреждения нет огромных очередей, как это было некоторое время назад, но это не значит, что проблем стало меньше.
«Обращений по‑прежнему много, — прокомментировала Тращенко. — Но мы принимаем все меры, чтобы развести потоки к психиатру и наркологу, чтобы люди не скапливались. Ковид тоже тому причина. Сейчас прохождение специалистов в среднем занимает 40–45 минут, начиная с того момента, когда человек заходит в наркодиспансер и заканчивая получения им документов на допуск к работе или на управление транспортным средством. Что касается конкретно медицинского обследования, то, конечно, законы меняются. Начиная с января 2022 года, те лица, которые будут замечены в употреблении алкогольных напитков или наркотиков, пройдут обследование на аппарате SDT. Он помогает выявлять – находился ли человек перед посещением центра в состоянии запоя? Даже если за несколько недель гражданин перестанет употреблять спиртные напитки, аппарат не даст себя обмануть. Такое оборудование у нас уже есть».
— Елена Геннадиевна, к Вам обращаются в попытках выбраться из плена зависимости от алкоголя и психоактивных веществ, вызывающих привыкание. Сравнивая предыдущие годы, число обратившихся растёт или уменьшается?
— Если говорить о лицах, стоящих на динамическом учёте, то их количество в среднем уменьшается на 10% в год. Но если мы посмотрим статистику тех, кто обращается к нам анонимно, то эта цифра растёт. И довольно значимо.
Тем не менее, действующее сегодня законодательство позволяет людям при медосвидетельствовании не быть привязанным только к наркодиспансеру. Те же сотрудники ГИБДД имеют возможность провести проверку водителей на дорогах. При алкогольных отравлениях люди могут попасть не только к нам, но и в окружную больницу святителя Луки Крымского. Конечно, это небольшое количество граждан. Но такие факты, когда они ускользают из поля зрение наших наркологов, есть. Эти лица могут продолжать быть асоциальными, что в итоге приводит их к пагубным последствиям. Противопоставить этому мы можем профилактическую работу. Часто выезжаем в села, микрорайоны города, где врач-нарколог проводит приёмы граждан, разъясняет опасность алкоголизма, употребления наркотиков.
— Каждая возрастная группа имеет риск в отношении каких‑либо заболеваний. Говоря об алкогольной и наркологической зависимости, люди какого возраста ей наиболее подвержены? Излечима ли эта болезнь?
— В этом списке больше всего лиц трудоспособного возраста от тридцати до пятидесяти лет. К сожалению, и алкоголизм, и наркомания имеют тенденцию хронического заболевания. Если поставлен такой диагноз, то он останется до конца жизни. Это как при инфаркте миокарда, когда на сердце навсегда остаётся рубец. Чтобы поддерживать сердце, приходится пожизненно принимать лекарство. В нашем наркодиспансере больной после лечения может надолго забыть о спиртных напитках и наркотиках. Этот период называется ремиссией. Её длительность зависит не только от качества лечения, но в том числе от психологического настроя самого больного. Если человек действительно хочет избавиться от пагубной зависимости, ремиссия может длиться всю жизнь.
— Связаны ли наследственность и алкоголизм?
— Быть человеку алкоголиком или не быть — этот вопрос решается конкретной жизненной ситуацией, т. е. условиями внешней среды. В развитии пьянства у детей алкоголиков решающую роль играют дурные примеры родителей, обстановка пьянства дома, в семье. Стоит авторитетному члену семьи, скажем дедушке, убедительно осудить сына-алкоголика, как сразу же поднимаются шансы, что внук будет трезвенником.
Очень часто, дети из семей алкоголиков вообще отказываются от спиртного, и у них болезнь не развивается. Да, алкоголизм, хоть и не полностью, но определяется наследственностью, но он определяется не только генетическими факторами. Повлиять на людей может всё, что угодно: среда, друзья, социальное положение и многое другое. Но не стоит забывать самого важного: наше здоровье и здоровье наших детей целиком в наших руках.
— Имеется ли у Вас статистика по наркоманам?
— По состоянию на первое полугодие 2021 года, на официальном учёте стояли 553 человека. По сравнению с прошлыми периодами, благодаря профилактическим мероприятиям эта цифра снизилась на 40%. К сожалению, есть другая статистика. Если юноша впервые начинает употреблять наркотики, это не просто один потерянный человек. Это потерянная семья – как минимум ещё два-три человека. К наиболее популярным относятся спайсы, и так называемые «соли». После 2–3 приёмов «солей» у человека к ним развивается зависимость. Люди теряют социальные связи, для них нет никаких развлечений в жизни кроме наркотиков. И это страшно.
Пути поступления в наркологический диспансер разные: правоохранительными органами лица, заподозренные в потребление психоактивных веществ, доставляются на наркологическое освидетельствование. Есть самообращения. Но в большей степени пациенты доставляются родственниками. Консультации у нас бесплатные: любой человек может обратиться к психиатру или наркологу. Услуги оказываются, в том числе анонимно, без постановки на диспансерное наблюдение. Вот уже на протяжении четырёх лет мы проводим акции, о чём сообщаем в социальных сетях: человек, не имея денежных средств, может прийти к нам и закодироваться абсолютно бесплатно. При необходимости даём справку о том, что пациент прошёл курс лечения. Люди, которые находятся у нас в стационаре, могут оформлять больничные, причём с этой целью используем специальный штамп, утверждённый в органах социального страхования. На нём не указано, что он относится к наркодиспансеру – человек проходил лечение в обычном стационаре.
— Если при медосмотре врачи выявят, что, например, водитель, является хроническим алкоголиком или наркоманом – вы обязаны сообщать об этом в ГИБДД?
— Мы – специализированное медицинское учреждение, которое занимается профилактикой, лечением, реабилитацией, профилактическими осмотрами и всеми видами наркологической экспертизы. Если по данным экспертизы выявляется факт потребления наркотических веществ, такой пациент попадает в поле зрения наркологов.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона Российской Федерации «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.
Согласно ч.4 ст.13 Федерального закона предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством.
— Сотрудники ГАИ во время рейдов часто просят подышать в трубочку, чтобы убедиться – употреблял водитель спиртные напитки или нет. А если человек не согласен с показаниями приборов? Были ли в вашей практике случаи, когда приходилось проводить повторное медосвидетельствование?
— Существуют ряд признаков, по которым инспектор может заподозрить находящегося за рулём — употреблял ли он наркотики или алкоголь? Если водитель не согласен с полицейским, не доверяет ему, он имеет право отказаться от медосвидетельствования на дороге, но обязан заявить о своём праве пройти тест в наркологии. Сотрудник ГИБДД должен составить акт, в котором человек поставит свою подпись. Это необходимо в том случае, если документ потребуется в суд. Впрочем, в своей практики я не припомню случая, чтобы сотрудники ГИБДД несправедливо обвинили кого‑то в употреблении спиртных напитков или наркотиков. Статистика о задержанных за рулём в нетрезвом состоянии просто зашкаливает. И здесь большая роль отводится ГИБДД.
— В последнее время нередки случаи, когда оружие применяется при массовых убийствах. Свежий пример — Пермь. И таких случаев становится больше. Как сделать так, чтобы оружие не попадало в руки неадекватных граждан?
— Для отказа должны быть очень веские основания — достаточно выраженное психическое расстройство, иначе люди с диагнозом (и даже с подозрением на него) будут полностью бесправны. Тогда никто и никогда не будет получать такие документы легально и не будет откровенен с врачом. Раньше мы имели право допускать до оружия и водительских прав по решению врачебной комиссии. Сейчас закон ужесточён. И, думаю, его ещё надо ужесточить. Любая информация, любые сведения о том, что человек злоупотреблял спиртным или наркотиками дают нам право отказать в выдаче медсправки. Так будет длиться до тех пор, пока человека полностью не снимут с наблюдения. Сроки бывают разные — от года до трёх лет. Водители, конечно, возмущаются, говорят, что автомобиль – их единственное средство существования. Но надо тогда трезво жить. Раньше в качестве альтернативы мы предлагали как вариант выхода из ситуации – кодирование. Это было гарантом того, что человек будет вести трезвый образ жизни. На нашем аппарате мы можем сделать анализы на наличие в организме наркотиков, психотропных веществ и их метаболитов. Тест покажет наличие в моче 12 самых распространённых веществ, среди них героин, марихуана, кокаин и амфетамин.
— Некоторые люди в силу тех или иных причин страдая бессонницей, используют так называемую «пятёрочку». В её состав входят валокордин и другие сердечные препараты. Говорят, если пройти тесты в наркодиспансере, то окажется, что человек неосознанно принимает наркотики. Но ведь эти лекарства в свободной продаже.
— Они не входят в запрещённую группу. Но вместе могут во время теста показать результат как после наркотиков. Есть и другие препараты, которые помогут заснуть, не нанося при этом вреда организму. А вообще надо искать причину бессонницы. Сделать это может только врач. Возможно, это заболевания психического, соматического или неврологического характера. Важно не заниматься не самолечением, а идти на приём к врачу. В случае возникающих трудностей нашего профиля, не надо оставаться с ними один на один. Наши специалисты всегда открыты для общения, консультации и оказания помощи.