На прошлой неделе соответствующие договоры с одним из банков подписали два ведущих перевозчика: компании «ТрансАльянс» и «Союз-Авто». Похожая система реализована в Губкине.
«В автобусах установим терминалы. Пассажиру будет достаточно вставить в него свою банковскую карту или приложить её, если в карточке есть такая функция. Вводить пин-код не понадобится, терминал «знает», на каком маршруте какой тариф установлен. Человек получает чек и спокойно едет до своей остановки. Больше не надо будет лихорадочно искать мелочь, задерживая других пассажиров и водителя», — рассказала начальник управления транспорта и связи администрации округа Наталия Трефилова.
Банк предоставит терминалы перевозчикам бесплатно, но за обслуживание возьмёт определённую плату. На стоимости проезда это не скажется. В недавнем увеличении тарифов было заложено внедрение безналичной системы проезда. Всего терминалами оснастят 470 старооскольских автобусов. Также сейчас ведутся переговоры со «Скоростным трамваем» и муниципальным учреждением «Пассажирское». Платить картой в маршрутках старооскольцы начнут в декабре.
«От введения безналичного проезда выиграют все, – считает Наталия Валерьевна. – Пассажиры получат скорость и удобство обслуживания. Муниципалитет и сами перевозчики – чёткую картину пассажирских перевозок: сколько реально зарабатывают водители, какое количество человек пользуется общественным транспортом, какие маршруты перегружены, а какие, наоборот, нуждаются в дополнительных автобусах. Сегодня, чтобы проанализировать эту систему, нужно проводить большое исследование, нанимать сотни человек. А после введения оплаты картой выводы мы получим автоматически».
Также будут сэкономлены бюджетные средства на перевозку льготников, которых в Старом Осколе 90 тысяч. Из них 28 тысяч человек регулярно пользуются общественным транспортом. Сегодня льготники получают 18 талонов в месяц, на выпуск которых муниципалитет тратит деньги. Однако многие старооскольцы не расходуют полностью эти талоны.
В будущем льготные поездки зафиксируют на имеющиеся у пассажиров банковские карты. Планируется, что этим будет заниматься Расчётно-аналитический центр. Никаких дополнительных карт получать не нужно. Человеку будет достаточно прийти в РАЦ со своей карточкой и оформить на неё льготные поездки. Технически это будет реализовано достаточно сложно, поэтому эту систему начнут внедрять не раньше следующего года.
До конца года нужно будет решить ещё несколько проблем. Например, человек оплатил поездку в автобусе картой, на которой было недостаточно средств. В любом случае он доедет до конца, но скорее всего его карточка попадёт в стоп-лист, и больше он не сможет использовать её в общественном транспорте. То же самое может произойти, если в маршрутке за всё время поездки терминал не сможет установить с банком связь. Специалисты сейчас решают, как обойти эти проблемы.