Знакомый рассказал, что видел в парке «привидение»: девушка, будто героиня тургеневского романа – шляпка, перчатки, кружева – неспешно шла по дорожке, не замечая никого. Казалось, её занесло в Старый Оскол из позапрошлого столетия. Спешим обрадовать – парень в здравом уме! Корреспондент издательского дома «Оскольский край» нашла незнакомку: ею оказалась фотограф, декоратор-оформитель и руководитель фотостудии «Пятница» Оксана Приданникова. Мы расспросили её об экстравагантных костюмах, секретах мастерства и самых интересных фотосъёмках.
— От твоих образов не оторвать глаз, почему ты так одеваешься?
— Я показываю, что люди могут быть разными, что стиль и красота – вне времени. Моё настроение – это мой костюм, макияж. К тому же я – лицо своей студии, каждый мой образ может примерить любой желающий. К нам приходят, например, скромные учителя, чтобы стать нескромными леди вамп в шикарных вечерних платьях с невероятными укладкой и макияжем. На время фотосессии происходит и внутреннее преображение. А снимки, сделанные в этот момент, позволяют возвращать эти ощущения и эмоции снова и снова. Есть девушки, которые в жизни носят на себе все тренды, а фотографируются без макияжа в скромном сарафане с букетом полевых ромашек – устали, хотят простоты. Во время костюмированной съёмки на природе можно стать даже Алисой в стране чудес, попить чаю с Кроликом и Шляпником. Я провожаю людей в сказку!
— Сколько предметов в твоём гардеробе?
— Более двухсот нарядов и 128 пар обуви. Я могу проснуться в плохом настроении, надеть самую яркую одежду, подобрать аксессуары, парфюм и почувствовать себя гораздо лучше. Мне импонирует стиль британской актрисы Одри Хепбёрн. Иногда ношу наряды в стиле пин-ап. А если хочется пошалить, одеваюсь, как японская школьница. Люди на улице реагируют по‑разному, кто‑то восхищается, кто‑то смеётся. И это тоже нормально. Старооскольцы старшего возраста реагируют теплее, девчонки в балахонах и кроссовках часто ошарашены: им кажется, что классическое платье – это же неудобно.
— Сегодня ты – красавица из XIX века, как чувствуешь себя?
— Мне очень комфортно. Такие образы заставляют держать осанку, ты не можешь позволить себе бранных слов, грубого поведения. Одно время я одевалась только в такие платья, даже дома. В моём гардеробе нет спортивной одежды. Ничего, кроме кроссовок. Через рюши, юбки и кружева я транслирую свою внутреннюю девочку.
— Где берёшь идеи?
— Для меня не существует трендов, я не гонюсь за модой. Одежду для своих образов и творческих съёмок я подбираю в разных магазинах. У меня много платьев дизайнера Ану Каспер. Они современные, не мешковатые, очень элегантные и женственные. Какие‑то из них мы придумывали совместно. И они стоят прилично. А часть костюмов куплена в секонд-хендах. Зачастую не важно, какая цена, главное – как выглядит!
— Ты популярна в соцсетях: около трёх тысяч подписчиков в Instagram и около 10 тысяч – во «ВКонтакте». У тебя там отдельная жизнь?
— Это всё красивая сказка, фотосериал, который любит аудитория. Я честно пишу об этом на своих страницах. В соцсетях я продвигаю идею о важности естественной красоты. Бабушка должна быть седой и с морщинками! Тогда она светится добром и красива так, как должна быть в этом возрасте. А девушка должна пленять блеском глаз, а не прятать его под козырьком наращённых ресниц. Не верьте соцсетям: настоящую меня знают только близкие и коллеги.
— Как относишься к фотошопу?
— Я им не пользуюсь, программа неплохая, но от передозировки можно «умереть». Фотошоп извратил культуру восприятия эстетики. Видя везде отретушированных звёзд, обычные девушки и парни всё сложнее принимают себя такими, какие они есть. Некрасивых людей не существует, я доказываю это на съёмках. Но всё больше старооскольцев приходит с просьбой сделать их на фото стройнее или моложе. Это печально. Мне нравится снимать людей с неординарной внешностью. Стандартно красивого можно сфотографировать и на телефон. А тут ты работаешь, как художник. С помощью света что‑то выделяешь, что‑то убираешь. Это же искусство!
— Как в твоей жизни появилась фотография?
— Отец был фотографом, у него была своя сеть салонов. С фотоаппаратом я с пяти лет. Поначалу съёмка была увлечением, профессионально стала заниматься этим в 2010 году. Начинала с натюрмортов и пейзажей. Вскоре осознала, что в кадре мне нужен человек, его характер. И чем сложнее, тем лучше.
— Помнишь свою первую фотографию, от которой побежали мурашки?
— Это был 1995 год. Золотая осень, я сфотографировала деревянную старую лодку на реке Оскол. Падали красивые лучи света, вокруг была лёгкая дымка. Я увидела это и замерла. С тех пор вдохновение черпаю в природе и архитектуре.
— Нашла любимый жанр?
— Мужская и семейная съёмки. С мужчинами работать сложнее, это и привлекает. Девушки охотно позируют, хотят показать свою красоту. Мужчины сначала напряжены, их надо заболтать, кого‑то замучить, утомить под софитами, чтобы потерял силы держать каменное лицо.
— Как сделать интересную съёмку?
— Когда она коммерческая, от тебя всегда ждут определённого результата. Заказчиком и автором идеи выступает клиент, задача фотографа – эту идею воплотить. Творческая же съёмка – полёт фантазии. Сначала рождается идея, под неё ищу человека, могу подойти к кому‑нибудь на улице, в торговом центре, в кафе и пригласить поработать вместе. Образ модели собираю по крупицам, особое внимание – деталям. Из сотни фото обычно лучших – не больше двух. Те, на которых ты уловил настоящие эмоции человека. Не всё зависит от меня, но модель – не бездушный манекен, к ней можно найти подход. К фотографам приходят не только для того, чтобы запечатлеть свой образ на данный момент.
— На кого ты училась?
— Мы – коллеги! После окончания журфака какое‑то время я работала по профессии, но вскоре поняла, что журналистика – не моё, хоть она и дала мне хорошую базу для саморазвития. Мне нравится писать в соцсетях, но возвращаться в журналистику я не хочу. Моя жизнь – фотография и дизайн.
— А что бы ты фотографировать не смогла?
— В морге была, не страшно. Даже если говорить о серийных убийцах: почему бы не составить его психологический портрет с помощью фотосъёмки? Мне кажется, нет того, что я не смогла бы сфотографировать. Человек во время приступа, человек в последние секунды жизни – на это сложно смотреть, но, если думать с точки зрения документалистики, снять я это смогу.
— Расскажи о самых необычных фотосессиях.
— Людей с фантазиями вокруг больше, чем вы думаете! Я в своё время была очень удивлена, что некоторые вполне себе гетеросексуальные отцы больших семейств, сильные мужчины хотят сфотографироваться в образе хрупкой красавицы. Для них это приём психологической разгрузки. Им хочется почувствовать себя слабыми и беззащитными хоть на мгновение. И это мгновение я ловлю фотообъективом. Такие съёмки проводились на флеш-карту клиента. Абсолютная конфиденциальность.
— Назови трёх людей, которых бы ты с удовольствием поснимала.
— Во‑первых, это мой папа. Он не разрешал себя фотографировать, я тогда была ребёнком, уровень был слишком низким. Второй человек – это Одри Хепбёрн, икона стиля и красоты. Ну а третий – Екатерина II, невероятно сильная личность. Поймать её характер было бы интересным опытом.
— Кто тебя вдохновляет?
— Американский фотограф Джо МакНэлли, амбассадор фирмы «Nikon». Если говорить о местных ребятах, то многие что‑то несут своими работами, но, пусть не обижаются, не могу никого назвать суперпрофессионалом. Я анализирую многие съёмки. Бывает, у автора одна фотосессия – хоть в модный журнал, а следующая – вообще ни о чём. Для меня профессионал – это человек, который без хорошей техники, имея только телефон и фонарик, сделает такие кадры, что ты никогда не догадаешься, как это было снято. И всегда в цель! Мне нравятся многие работы Димы Теплова, Димы Суркова, Гульнары Юлдашевой, Насти Снежиной, Алисы Поляковой. Но не от каждой их съёмки происходит «вау-эффект». Да и себя я не считаю профессионалом, ещё расти и расти.
— Не было мысли открыть собственную школу фотографии?
— Я иногда бесплатно провожу индивидуальные уроки для начинающих, но открыть школу – ни за что. Хороший фотограф – штучный товар, его на потоке не выучишь.
— В каком возрасте не поздно начинать?
— В любом! Снимайте своих близких такими, какие они есть на самом деле. Для этого нужно знать физиологию человека, посмотреть фото, на которых человек сам себе нравится, и найти нужный ракурс. Вначале любой дешёвой камеры будет достаточно.
— Перейдём от фотографа к руководителю фотостудии. Как появилась «Пятница»?
— В 2016 году по приглашению фотографа Сергея Скеронова я пришла работать в фотостудию, а вскоре возглавила её. Так появилась «Пятница». Я понимала, что студия, в которую приходят только модели, не будет жизнеспособна. Тогда стала смотреть на помещение не только как на арт-объект, но и как на место комфортного пребывания. Начала покупать декорации, создавать новые фотозоны. Пыталась ввести стиль лофт, но в то время услышала много критики. Сегодня всё оформление – компромиссный вариант между тем, что хотела бы я, и тем, что желают видеть клиенты.
— А кто делает декорации?
— Всё своими руками, многие идеи приходят во сне. Перед праздниками, такими как Новый год, живу в студии неделями. Шуруповёрт, лобзик, саморезы, скобы, степлер – мои инструменты, такие же, как у визажистов кисти и тональный крем.
— Дорого ли содержать такую студию?
— Я вкладываю сюда много денег, атрибутика стоит прилично. «Пятница» – это для души, по сути, это и есть моя душа. Тут даже залы разноплановые, как и я. Чтобы студия приносила хороший доход в провинции, нужно минимум 6–7 залов. Помещения должны быть не арендованные, а персонал грамотный и хорошо оплачиваемый. Это редкое сочетание, поэтому много студий закрылось. Ещё мне помогает прокат платьев.
— Сколько в Старом Осколе стоит арендовать костюм?
— От 300 рублей до 1500 на съёмку. На трое суток примерно 2500. Многие берут платья на море, устраивают там фотосессии.
— Сколько в среднем стоит фотосессия в нашем городе?
— От полутора тысяч до четырёх-пяти. Если съёмка выездная, цена, конечно, выше, надо включить доставку, а это 1000 рублей в один конец. Декор – в районе 5–12 тысяч рублей. Если выезжает только фотограф, то за 3–5 тысяч рублей.
— Как я понимаю, декорирование постепенно вышло за пределы студии?
— Да, я оформляю торжества и некоторые заведения. Если будущие молодожёны обращаются на старте подготовки к свадьбе, то мы продумываем с ними всё. Вплоть до того, как будут одеты родители и гости. Подбираем одежду, причёски и колористку свадьбы. Если брать заведения, то из последних работ – осеннее оформление в кондитерской «Шу-Шу» и флористические композиции в ресторане «Амато».
— Какой самый дорогой заказ?
— Это была свадьба, где декор стоил полмиллиона. Только живых цветов было на 300 тысяч. Сезонное оформление кафе в среднем обходится в 30 тысяч рублей.
— Какие у тебя планы на будущее?
— Если на дальнюю перспективу – построить собственную фотостудию с кофейней и зоной отдыха. А в ближайшее время хотелось бы поработать с пожилыми семейными парами. Хочу запечатлеть чувства, которые они пронесли сквозь года. Надеюсь, «Оскольский край» поможет мне найти таких людей.
ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «ОСКОЛЬСКИЙ КРАЙ»
И ФОТОСТУДИЯ «ПЯТНИЦА» ОБЪЯВЛЯЮТ КОНКУРС!Присылайте в редакцию описание историй любви и жизни ваших родителей, дедушек и бабушек – мы опубликуем их в газетах «Зори» и «Путь Октября», они навсегда войдут в летопись города. А тех, чьи письма окажутся самыми интересными, Оксана Приданникова пригласит в «Пятницу» на специальную фотосессию. Без альбомов с фотографиями из студии не уйдёт никто!
Ждём ваши истории в октябре и ноябре по адресу: 309518, Старый Оскол, м-н Приборостроитель, 55. Или на электронную почту [email protected]. Звоните по номеру 8 (4725) 44–30–90!