Оскольский край

Старооскольские пенсионеры стали жертвами дорогостоящего мастера компьютерной техники

17 июня , 14:39ПроисшествияФото: Елизавета Ачкасова

Он провёл у них дома три часа и часто отлучался на улицу

Старооскольские пенсионеры стали жертвами дорогостоящего мастера компьютерной техники. «Компьютерный мастер Сергей. Приду быстро. Живу рядом. Работаю без выходных…» – от руки написано на клочках бумаги, что висят на столбах и остановках, информационных досках у каждого подъезда огромной нашей страны, выпадают веером из почтовых ящиков. Именно такую рекламную листовку принесла с газетами домой старооскольская пенсионерка Нина Ивановна Кузнецова (имя и фамилия изменены – примеч. ред.). И однажды телефонный номер мастера пригодился. 

Никакие вирусы не страшны

У нас отключился интернет, а под рукой оказался этот листочек из почтового ящика, – рассказывает бывший учитель. – Муж позвонил, ответил, как смог, на несколько вопросов о неисправности и пригласил мастера к нам домой. Я тогда ещё засомневалась, мол, надо было в какую-то большую фирму обратиться. Да и спектр услуг для одного специалиста в рекламе был указан слишком большой – подозрительно. Как чувствовала…

Через полтора часа приехал симпатичный молодой человек и сразу принялся за работу. Разобрал корпус системного блока и… Что делал с компьютером домашний мастер 75-летняя Нина Ивановна рассказать, к сожалению, не может. За три часа, что он провёл у них дома, часто отлучался на улицу под предлогом перекура, неоднократно и долго с кем-то разговаривал по телефону. На вопросы о возможных неисправностях отвечал весьма осторожно и медленно, как бы взвешивая каждое слово. Радушная хозяйка угостила его чаем с бутербродами, поделилась семейными заботами, а потом получила счёт на… 10 540 рублей.

Мы были в шоке. Видимо, поэтому и не стали спорить. Рассчитывали, в крайнем случае, тысячи на полторы, – вздыхает Нина Ивановна. – Муж сказал, что столько наличных денег у нас нет, но можем перевести по номеру телефона – как раз освоил недавно эту операцию. Мастер огорчился, опять с кем-то долго советовался по телефону, но в итоге дал нам необходимые контакты. При переводе данные получателя почему-тоне отобразились. Да и сам мастер оказался вовсе не Сергеем, как представился вначале, а Николаем. Это я заметила, когда он ставил фамилию и инициалы в счёте. Думаю, что и это имя не настоящее. Ещё на прощание как-бы повинился: «Не я цены устанавливаю, а начальство. Зато теперь будет вам гарантия на шесть месяцев, и никакие вирусы не страшны…»

Итак, за что же заплатили Кузнецовы. «Договор. Перечень работ по прейскуранту: выезд мастера – 500 рублей, диагностика – 750, настройка роутера –1 990, удаление вредоносных программ – 6 650, повышение производительности компьютера – 650 рублей». Интернет, к слову, появился, но это уже совсем другая история.

Понимаю, что всему виной наша доверчивость и техническая неосведомлённость, – признаётся Нина Ивановна. –Но мне даже не денег жалко, хоть и сумма составила больше половины моей пенсии, а то, что на душе осталось чувство брезгливости…

Схема проста

История старооскольской пенсионерки, увы, не единична. Жертвами дорогостоящего домашнего ремонта компьютерной техники становятся сотни людей. Как это работает?

Во время телефонного разговора специалист внимательно слушает потенциального заказчика и параллельно оценивает –насколько компетентно тот описывает проблему. Если клиент не разбирается в устройстве компьютера, шансов обмануть его больше.

Когда «мастер» приезжает на вызов, начинаются манипуляции. Обычно он сразу приступает к починке, не спрашивая разрешения клиента. Основная стратегия мошенника – внушить пользователю, что жить компьютеру остаётся немного, конечно, если не произвести необходимые настройки. Разговоров о стоимости работы изначально избегает.

Бывает, что решение проблемы лежит на поверхности. Например, были отсоединены кабели блока питания или сетевой. Мастер исправляет эту «неполадку», но в дальнейшем находит другие: «А вот, знаете, у вас мало оперативной памяти, давайте, добавим. Тут ещё вирусы, надо бы почистить». Если клиент не разбирается в компьютерной технике, он вряд ли поймёт, какие услуги ему навязали. К примеру, на словах мастер выполнил нанесение термопасты, а по факту клиент даже не в курсе, что для этой процедуры требуется вскрывать корпус системного блока.

Кроме того, домушники любят не только навязывать клиентам несуществующие услуги, но и воровать детали компьютера. Скажем, модули оперативной памяти. Такие «Приду быстро. Живу рядом…» действуют в разных регионах нашей страны и нередко числятся в крупных организациях. 

На психологических тренингах будущих мастеров учат грамотному вымогательству. Например, если в ходе ремонта заходит разговор о цене, наставники советуют раздробить её на несколько частей (за каждую услугу отдельно), а не называть сумму целиком. Расскажут и о том, как продать «воздух»: поштучное удаление вирусов, настройку автозапуска, включение детского режима в браузере, копирование и сохранение данных. Также работников учат в нужный момент сделать комплимент и правильно себя презентовать. Беседа с клиентом заканчивается уверениями, что указанная в чеке цена – это ещё «по-братски» или «по-божески». 

Сотрудников в такие фирмы ищут обычным способом – через популярные рекрутинговые площадки. Связь клиента и мастера происходит через кол-центры, которые находятся, как правило, в крупных городах и распределяют заявки. Так что наткнутся клиенту на одного и того же мастера практически нереально. Не теряйте бдительность и повышайте компьютерную грамотность!

Авторы:Александр Ивановский