Гражданке Н. было 72 года, она из интеллигентной семьи, имеет высшее образование, не судилась, не привлекалась, у неё дочь, взрослая внучка. И, казалось бы, ничто не предвещало страшного преступления. Но в спокойную старость вмешался алкоголь. И ничтожная ссора с ближайшей подругой, гражданкой М., неожиданно переросла в редкое по жестокости преступление.
По версии обвинения, 10 ноября 2020 года они вместе распивали спиртное в квартире гражданки Н. в м-не Жукова и поссорились. Обвиняемая взяла тренажёр для пресса и кувалду и нанесла ими, а также руками не менее 33 ударов по голове и около 23 по рукам и туловищу, что привело к смерти гражданки М. Она скончалась прямо на месте происшествия в результате открытой проникающей черепно-мозговой травмы со множественными переломами.
«Что же я наделала?» – ужаснулась убийца в разговоре со знакомой на следующий день.
Но на следствии и суде она свою вину и причастность к смерти гостьи так и не признала, утверждая, что в тот день они немного выпили, затем она ушла спать в соседнюю комнату. Проснувшись, обнаружила подругу сильно пьяной, лежащей в коридоре на полу в нижнем белье и громко ругающуюся матом. Хозяйка по телефону пригласила общую знакомую, гражданку В., чтобы та помогла успокоить гостью. Вдвоём они оттащили М. в зал и посадили на диван, но та продолжила скандалить. И тогда хозяйка нанесла М. сильную пощёчину, от чего у скандалистки пошла кровь из носа, взяла тренажёр, который представляет из себя пластмассовую палку с колёсиками, и нанесла им удар по щеке, от чего та присела на лежащую рядом кучу вещей. Затем женщины решили мириться, немного выпили и примерно в 20-м часу разошлись. Хозяйка решила пойти к друзьям и оставила подругу дома, так как та планировала встретиться с каким‑то мужчиной.
Гражданка Н. ночевала у дочери, а на следующий день, вернувшись домой, обнаружила подругу лежащей на полу. Голова была разбита, на лице кровь, на теле, ногах и животе синяки. «Потрогала ногу – она холодная, и я упала в обморок», – рассказывала она потом. По её версии остаётся предположить, что жесткое убийство совершил тот самый мифический мужчина, с которым М. якобы встречалась. Однако следствие и суд пришли совсем к иным выводам.
По‑другому описывает события и та самая общая знакомая В. Когда она пришла в квартиру, М. сидела на полу в коридоре – то ли была сильно пьяна, то ли уже получила порцию тумаков. Затем она встала, подошла к хозяйке и сказала: «Дай мой телефон!» Они стали толкать друг друга и бороться, хозяйка повалила противницу на пол и стала бить её по спине и плечам, а избиваемая взывала о помощи. Когда В. попыталась помочь слабой стороне, хозяйка вытолкала её из квартиры. С улицы из открытой балконной двери были слышны крики и глухие звуки ударов. В. поднялась к квартире, позвонила и постучала в дверь, но ей никто не открыл. Избиения кувалдой никто не видел, но характер травм свидетельствует о том, что они были нанесены довольно тяжёлым предметом, а на кувалде, извлечённой из‑под ванны, имелись следы крови и пота.
Суд по ч. 1 ст. 105 УК РФ – убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку – приговорил гражданку Н. к восьми годам колонии общего режима. Смягчающими обстоятельствами стали состояние здоровья подсудимой, наличие многочисленных хронических заболеваний, престарелый возраст.
Материал предоставил помощник председателя Старооскольского городского суда Владислав Помельников