Local Logo
Новости Старооскольского городского округа Белгородской области
77.89
+0.00$
91.12
+0.00
+29 °С, ясно
Белгород

Пятнадцатилетние юноши и девушки очистили нашу землю от смертоносного железа

23 июня , 15:0080 лет Победы
Фото:

В Великую Отечественную войну они не ходили под пулями в атаку, не форсировали Днепр, не брали Берлин или другие города. Но рисковали своей жизнью не меньше, чем бывалые фронтовики, очищая от смертоносного железа родные края.

После освобождения Старооскольского района в 1943 году его земля была буквально начинена взрывчаткой. Не проходило и дня, чтобы на смертоносных предметах не подрывались люди, техника. Всё это надо было разминировать, но армейские сапёры были на фронте. Председатель Государственного комитета обороны Вячеслав Молотов подписал постановление № 5216 «О привлечении организаций Осоавиахима к работам по разминированию». Желающих записаться в минёры по призыву, в том числе в Курской области, в состав которой тогда входил наш район, оказалось хоть отбавляй. Многие мальчишки бредили фронтом, а их по малолетству не брали. А тут – шанс проявить себя, заняться серьёзным делом.

Тогдашним минёрам было всего по 15-16 лет. Их, как солдат, повестками вызывали в военкомат, обучали разминированию. И всегда командиры произносили страшное даже для бывалых солдат слово: «Минёр ошибается один раз». К сожалению, малолетние минёры ошибались. Всего на освобождённой территории работали более 4500 подростков – минёров. В их числе был Фёдор Кузьмич Воробьёв, бывший работник Стойленского ГОКа. К сожалению, уже ушедший из жизни.

Когда-то мы встречались с ним. Он родился в 1930-м году в селе Старый Лещин Курской области. Почти полтора года его район был в оккупации. После освобождения в феврале 1943-го в село прибыл старший лейтенант. Собрав группу из 15-16-летних пацанов, объявил, что из них создаётся отделение минёров. Офицер подробно проинструктировал, как разминировать взрывоопасные предметы.

Фёдор Кузьмич вспоминал, что в его отделении было девять человек. На всех выдали один миноискатель. Но миноискатели звенели на каждую железку, поэтому подростки ими не пользовались. Предпочитали щупы: протыкали ими землю сантиметров на 50-60. Если щуп упирался во что-то твёрдое, очень аккуратно разгребали лопатой. Мина – хитрая штука. Иногда сверху раскопаешь, вроде всё в порядке. Откопаешь полностью, а там снизу ещё взрыватель. Бывает 2-3 взрывателя.

Фёдору Воробьёву достался шомпол от винтовки Мосина. Им как щупом он искал бомбы, мины и снаряды. Не один десяток единиц смертоносного железа обнаружил и уничтожил пятнадцатилетний паренёк. Бывало так: ищешь мину и никак не можешь найти её. Наконец втыкаешь щуп у самых ног и чувствуешь, что стоишь на мине. И тут в голову лезет всякая чертовщина: вот сейчас крышка мины прогнётся, выдавит чеку, и ты взлетишь в небо. Но вот мина обезврежена, и работа продолжается.

Самую большую опасность представляли немецкие мины-ловушки. Их специально использовали против детей: маскировали под яркие ручки для письма, игрушки и т.п. Так погибли два соседских мальчугана, которые подобрали смертоносный «подарок». Бог Фёдора пока миловал. Но, как оказалось, ненадолго.По этой узкой лощине прошла не одна сотня человек, в том числе минёры. Фёдор тоже шёл без опаски. Когда он наступил на едва заметный бугорок, раздался металлический щелчок. Взрывом мальчика отбросило на несколько метров. Подросток попытался встать, но не смог – из правой ноги хлынула кровь. Он не помнит, как прибежала испуганная мать, как его доставили в госпиталь. Хирург-капитан, оказав помощь раненому, сказал, что ходить он сможет, но о модельных туфлях придётся забыть навсегда.

В Старооскольском районе отряд минёров состоял из трёх групп по шесть человек в каждой. В их числе был Степан Логачёв. Немногие знали, что мальчишкой он ходил рядом со смертью. Степан Сергеевич рассказывал, что только у села Шмарное за один день собрали 55 снарядов! Конечно, страшно было их разминировать, когда на твоих глазах подрывались сверстники. Однажды Степан спас своего товарища Александра Моногарова из Приосколья. При разминировании он поднял противопехотную мину и стал вывинчивать взрыватель. Мина неожиданно взорвалась, и подросток получил тяжёлое ранение брюшной полости. Логачёв нашёл запряжённую лошадь, на которой постарался быстрее довезти друга до больницы.

Как-то минёры группы Логачёва сложили в кучу собранные мины и снаряды без взрывателей. Перед этим он приказал без него не взрывать. Но пацаны есть пацаны. Им хотелось удивить командира и заслужить его похвалу. Когда он подошёл к ним, раздался огромный силы взрыв. Осколки роем пролетели над головой Степана, чудом не задев его.

После войны долгие годы никто из бывших минёров и подумать не мог о каких-то льготах: они считали, что просто выполняли свой долг. Лишь в начале 90-х годов прошлого столетия, наконец, их подвиг оценили по достоинству. Были предоставлены льготы участвовавшим в юные годы в разминировании нашей территории.

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Авторы:Юрий Теплов
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ОбществоВчера, 15:00
Сегодня сотрудники «Почты России» отмечают свой профессиональный праздник
Материал
Общество11 июля , 15:56
Вячеслав Гладков доложил президенту о сокращении дефицита врачей в Белгородской области в три раза
Материал
Общество11 июля , 15:30
Олег Белов посвятил Стойленскому ГОКу 45 лет