Ветеран-танкист Алексей Луньков в дни Великой Отечественной войны на легендарном Т-34 штурмовал немецкие позиции на полях Европы. В 1941-м, окончив восемь классов, а затем курсы трактористов, Алексей Луньков начал работать в колхозе: шла война, и все взрослые мужчины из села Вердеревщино Бондарского уезда Тамбовской области ушли на фронт. Повестку в армию ему вручили 3 октября 1943 года.
В Саратов, в 31-й отдельный учебный танковый полк, новобранцы прибыли поздно ночью. Курсант Луньков попал в группу радистов. Но когда обучение подошло к концу, выяснилось, что радисты не требуются. Большую часть курсантов отправили на фронт. Алексея оставили учиться на заряжающего танка.
Время учёбы пролетело незаметно. Но прежде чем попасть в боевые войска, а была весна 1944-го, Алексей вместе с сослуживцами отправился в Омск. Там из выпускников учебных танковых полков готовили маршевые роты для отправки на фронт. Сюда же прибыли будущие командиры танков – младшие лейтенанты, окончившие Ульяновское танковое училище. На одном из военных заводов шла сборка новых боевых машин. Через неделю из ворот вышли десятки новеньких Т-34-85. Экипажи быстро заняли места и своим ходом отправились на полигон, находящийся в 70 км от города, – испытывать технику, выполнять учебные стрельбы. На следующий день солдаты грузили танки на платформы поезда, крепили, укрывали брезентом, загружали боеприпасы. Вечером отправились в путь, на запад, напевая песню «Три танкиста, три весёлых друга» из кинофильма «Трактористы». Но чем ближе подходил состав к линии фронта, тем чаще встречались эшелоны с ранеными, и на душе стало тревожно.
Разведка боем
Когда молодое пополнение прибыло на границу Украины с Молдавией, выгрузились в небольшом лесу. Темнело. Вдали небо озарялось вспышками огня, раздавался грохот орудийных канонад. Утром приехали пять фронтовиков-танкистов. Грудь их украшали ордена и медали. Старшие товарищи поделились боевым опытом, рассказали, как действовать в той или иной ситуации.
На следующий день командир танка раздал экипажу посмертные медальоны – маленькие из тёмного эбонита капсулы. Объяснил поставленную комбатом задачу – провести разведку боем, определить скрытые огневые точки врага: на этом участке готовилось наступление.
Взревели моторы, и десяток Т-34 двинулись на немецкие позиции. До них оставалось метров триста, когда начали бить замаскированные орудия и танки противника.
Осколочным, – раздаётся голос командира.
Готово! – отвечает заряжающий.
Выстрел! И разрыв снаряда накрывает немецкое противотанковое орудие вместе с его расчётом. Ещё выстрел – второе орудие поражено. В эту же минуту по броне танка ударило как кувалдой – стреляли немецкие танки. Экипаж спасло то, что лобовую броню Т-34 снаряды не брали – они лишь рикошетили. Наводчик заметил два неприятельских танка. Точными выстрелами они были подбиты. А на позиции немцев обрушился шквал огня «катюш», артиллерии, бомбили пикирующие бомбардировщики ПЕ-2, не давая противнику пополнять свои силы. Экипаж Лунькова был вынужден отступить на 10 км. На следующий день подбил два немецких танка, три орудия и машину с боеприпасами. Но удача советским танкистам изменила. Снаряд, выпущенный из королевского «тигра», подбил «тридцатьчетвёрку». Пришлось её оставить.
Через неделю на новом Т-34 в составе 18-го танкового корпуса 170-й танковой бригады Алексей Луньков шёл в наступление на румынский город Плоешти. В конце августа 1944-го советское командование проводило Ясско-Кишинёвскую операцию с целью разгрома крупной немецко-румынской группировки, прикрывавшей балканское направление, освобождения Молдавии и вывода Румынии из войны. Немцы превратили город в настоящую крепость. С его потерей войска вермахта оказывались отрезанными от нефтяных источников, а значит, оставались без бензина и керосина их танки и самолёты. Сражались они ожесточённо. Но были отброшены на 50 км.
В боях за Плоешти экипаж танка, в составе которого был сержант Луньков, проявил мужество и героизм, уничтожив несколько танков противника. Алексей был награждён медалью «За отвагу», немного позже его грудь украсила ещё одна «За боевые заслуги».
«Жесточайший бой разгорелся ещё за один румынский город Арад, – вспоминал Алексей Васильевич. – Наш экипаж подбил два танка, четыре орудийных и миномётных расчёта. Однако и нас подбили. Машина загорелась. Пришлось её покинуть. При этом разрывной пулей в плечо был ранен командир танка младший лейтенант Ефимов, а наводчик Шарапов получил осколочное ранение в ногу».
Звание майора присвоил президент
Спустя некоторое время на новой технике танкисты готовились к наступлению на Венгрию. Ночью в конце декабря 1944-го близ югославского города Суботицы на двух спаренных катерах, на которых был укреплён плот, экипаж Лунькова форсировал Дунай. Также переправились на противоположный берег другие танкисты. На линии фронта в районе Шимонторни немцы готовили прорыв нашей обороны, чтобы сбросить советских солдат в ледяные воды Дуная. Но планам фашистов не суждено было сбыться. Как и позже – при взятии Будапешта.
Алексею Лунькову довелось в этом участвовать и освобождать столицу Австрии – Вену. Немцы, не сумев организовать сопротивления на подступах к городу, пытались наверстать упущенное, бросая в бой на помощь своим основным силам наскоро сколоченные части. Но в итоге были разбиты.
Алексей Васильевич вспоминал ещё один случай. Разведка выяснила, что один из мостов, по которому должна была пройти танковая колонна, оказался заминированным. Связавшись с австрийцами по рации, командование категорически предупредило: если мост подорвут, артиллерия и авиация начнут обстреливать и бомбить город. Мост разминировали.
После войны Алексей Луньков до 1956 года служил в Советской армии, получил звание капитана. Но по состоянию здоровья был вынужден уволиться в запас. Он вернулся на родную Тамбовщину и работал в Мичуринске на гормолокозаводе до пенсии. В честь 55-летия Победы президент Владимир Путин подписал указ о присвоении ему очередного воинского звания майора. Последние годы жизни Алексей Васильевич Луньков провёл в старооскольском Доме ветеранов.