Предметы интерьера и кухонную утварь, картины и бижутерию в технике мозаики и витража Елена Болотова научилась создавать несколько лет назад. Юрист по образованию, она долгое время работала по специальности, но потом решила попробовать себя в новой сфере. Елена давно мечтала создавать что-то своими руками.
Направление творчества подсказала сама жизнь: во время поездки в Санкт-Петербург семья Болотовых долго любовалась разнообразием мозаичных шедевров, украшавших старинные здания Северной столицы. А потом супруг предположил, что Елена могла бы сама создавать нечто подобное. «Нет, Андрей, я так не смогу!» – такой была её первая реакция.
Но этот вид искусства заинтересовал Елену. Уйдя в декретный отпуск с младшей дочерью Василисой, она погрузилась в тему, стала изучать материалы и технологии работы с ними. Не раз проходила обучение в Москве и Санкт-Петербурге. Сейчас работает с натуральным камнем, стеклом и смальтой, которая тоже, по сути, представляет собой стекло, но непрозрачное, цветное, изготовленное по специальным технологиям выплавки с добавлением оксидов металлов. Старшая дочь Алёна тоже время от времени создаёт свои произведения под чутким руководством мамы.
Удобный уголок для творчества Елена оборудовала в квартире. Для работы с материалом крупного размера есть ещё мастерская в гараже. В прошлом году благодаря проекту «Содействие» губернатора Белгородской области оскольчанка заключила соцконтракт с управлением социальной защиты населения администрации округа и получила 350 тысяч рублей на открытие своего дела. На эти средства закупила разнообразные материалы и специальное оборудование для их обработки, которое значительно облегчает труд мастера.
«Новыми кусачками и смальтоколом очень легко дробить камень и смальту на тессеры – кусочки нужного размера для составления мозаики. Среди материалов, которые я закупила, есть и уже готовая мозаика квадратной формы самых разных цветов. Для колки стекла у меня специальные кусачки, которые не крошат этот хрупкий материал, а аккуратно разделяют на части необходимого размера и подходящей формы. С помощью шлифовальной машины сглаживаю острые края стеклянных фрагментов, предназначенных для витражей или мозаичных композиций. А это паяльная станция – её использую для работы с витражами. Каждый кусочек стекла нужного размера и формы по торцам обтягиваю специальной фольгой и выкладываю элементы в заранее продуманный рисунок. Сначала скрепляю композицию точечно, а потом пропаиваю все места стыков. Кстати, искусству витража меня обучал местный мастер», – говорит Елена.
Сначала оскольчанка создавала несложные предметы в стиле мозаики для себя, например, подставки под горячее. Потом стали появляться подносы с мозаичными рисунками. Затем – и предметы мебели. Её семья и гости, к примеру, обожают пить чай за удивительным столиком: на столешнице красуется замысловатый мозаичный узор с изображением лимонов.
Со временем мастер ещё усложнила себе задачу и увлеклась изготовлением бижутерии в технике микромозаики: серёжек, перстней, браслетов, подвесок, брошей. Для таких изделий нужны очень мелкие тессеры. Вот уж действительно ювелирная работа! Каждое творение уникально. Сейчас Елена нередко представляет свои украшения на различных выставках и ярмарках декоративно-прикладного творчества, и они пользуются спросом.
«Соцконтракт помог мне выйти на новый уровень и превратить моё увлечение в работу. Наладила связи с местными производителями изделий из дерева – приобретаю у них основу для своих работ и мастер-классов, которые провожу для детей и взрослых. Стала выполнять заказы. Сейчас, например, завершаю работу над созданием полочки и столешницы в технике мозаики. Параллельно выкладываю узор с изображением волка для журнального столика в новой для меня полигональной мозаичной технике, в которой используются треугольники и многоугольники. А однажды представители храма попросили меня восстановить фонарь из витражного стекла для пасхального крестного хода. Рада, что удалось справиться с этой задачей», – рассказывает Елена Вадимовна.
В мастерской почётное место занимает картина, исполненная в технике римской мозаики. На ней изображено ветвистое дерево с плодами. Это одна из любимых работ Елены. Она не продаётся. Сюжет взят из декора итальянского храма – фрагмент панно, которое украшает древний образец зодчества. В римской мозаике определённый способ выкладки рисунка из колотых кусочков камня примерно одного размера: изображаемый объект сначала окружает ореол из тессер фонового оттенка, повторяя его форму, а дальше уже преобладает горизонтальное направление линий.
Ещё одна особенность создания работы – обратный набор. Мозаика укладывается лицевой стороной вниз на самоклеющуюся плёнку, это даёт возможность добиться ровной поверхности картины. Должно получаться зеркальное отражение будущей композиции. После закрепления деталей с изнаночной стороны специальным клеевым составом творение предстоит перевернуть и только тогда, сняв плёнку, можно увидеть его лицевую сторону.Главное не ошибиться в расположении элементов изображения: после фиксации работы ошибки исправить невозможно. Важно и то, насколько надёжно скреплены между собой все элементы, чтобы часть из них не отклеилась. Это одна из сложных, но любимых техник Елены. Прямой же набор подходит для мозаики одинаковой высоты. Но и здесь есть проблема: элементы фиксируются сразу и в случае ошибки заменить тессеру очень трудно.
Ещё мастеру нравится тренкадис – «ломаная» мозаика, составляемая из фрагментов керамики или стекла разного размера и формы. Материалом могут выступать даже кусочки старых керамических тарелок. И лучше, чтобы они были сочных цветов.
Елена продолжает повышать уровень своего мастерства и перенимать опыт и технические приёмы талантливых умельцев в полюбившейся ей области искусства. Получила второе высшее образование – педагогическое. В планах оскольчанки – открыть свою школу обучения искусству мозаики, где она могла бы передавать свои знания и навыки всем желающим.