Честь русского офицера для него превыше всего. И присягу он принимал один раз. Полковника Марченко хорошо знают не только в нашем городе, но и далеко за его пределами. Службе в армии Анатолий Владимирович отдал более 30 лет.
Родом он из села Кордышовка Винницкой области Украинской ССР. Мать была учительницей начальных классов. Отец заведовал гаражом на сахарном заводе. Анатолий Владимирович рассказывает, что военным стать решил, когда ему было всего четыре года. Однажды дед достал из шкафа потемневшую от времени будёновку.
«Держи, внучок, это тебе на память», – он надел на голову малышу остроконечный легендарный головной убор.
В будёновке Анатолий гулял, ложился спать – она ему очень понравилась. Дед воевал в Гражданскую, отец в Великую Отечественную. Был трижды ранен. О фронтовых дорогах родственники рассказывали скупо. Но Анатолий ими гордился. Когда научился читать, перечитал все книги о войне, которые были дома.
«Однажды мама сшила мне военную форму, – вспоминает Анатолий Владимирович. – Наш родственник служил в милиции. Он подарил мне капитанские погоны, которые мама пришила на форму. Я везде ходил в ней и мечтал стать военным».
Через тернии к мечте
В 1972 году после школы Анатолий Марченко решил поступать в Харьковское гвардейское высшее танковое командное училище. Но не прошёл по конкурсу.
«Вернулся домой, отучился на водителя. До армии работал на разных машинах. В общем, помотался по Украине, – вспоминает Анатолий Владимирович. – В мае 1973 года меня призвали в ряды Советской армии».
Служить довелось в Прикарпатском военном округе в батальоне обеспечения водителем. Через год снова поехал поступать в Харьков. Два экзамена сдал на пятёрки. По пути в спортгородок увидел лежащий на дороге патрон и, не раздумывая, положил его в карман, решив потом отдать офицерам. Когда на турнике делал подъём с переворотом, злосчастный патрон упал на песок. Объяснений никто не принял. Пришлось возвращаться назад.
Анатолий Владимирович говорит, что он уже потерял надежду стать военным. Но в конце срочной службы удача наконец улыбнулась. Он возил на «Волге» заместителя командующего Прикарпатским военным округом, который ему помог. 31 мая 1975 года сержанта Марченко уволили в запас. А через три месяца он уже был курсантом военного факультета журналистики Львовского ордена Красной Звезды высшего военно-политического училища. Время учёбы, наполненное войсковыми учениями, боевыми стрельбами, пролетело незаметно. Вместе с офицерскими погонами лейтенант Марченко получил ещё один подарок судьбы – женился. Назначение получил в Кремлёвский полк.
«У меня был друг Сергей, который обзавёлся семьёй ещё на втором курсе. У него уже был ребёнок, – рассказывает Анатолий Владимирович. – Его направляли в Забайкалье. Он попросил меня поменяться местами, я согласился. Пошли с ним в строевую часть училища. Там на нас посмотрели, как на сумасшедших. В итоге ни он, ни я не попали в Кремлёвский полк. Сергей отправился в Забайкалье, а я в Вентспилс, Латвию».
На дальнем пограничье
В Прибалтике лейтенант Марченко прослужил всего год. В 1979-м советские войска вошли в Афганистан. Он тоже ждал направления в южную республику, но оказался на Дальнем Востоке. К месту новой службы – в танковый полк в Бабстово Хабаровского края, в 17 км от китайской границы – отправился с женой, захватив с собой чемодан нажитого имущества. Зимой там –40, с сопок постоянно дует ветер, как из турбины реактивного самолёта. Снега практически нет. Вода привозная. Добавьте к этому дефицит продуктов питания, нехватку дров для отопления квартир... Правда, с работой и жильём неожиданно повезло.
«Прибыл в штаб 289-го танкового полка, – продолжает свой рассказ Анатолий Владимирович. – Принимал меня Анастас Иванович Авджи, известный в нашем городе человек. Он тогда был майором, начальником штаба. Выслушав, сообщил: меня назначают старшим на офицерские сборы на полигоне в селе Биджан, в 55 километрах от Бабстово. Когда я сказал, что приехал с женой-учительницей, он посоветовал отвести её к директору школы – жене замполита полка. Мол, она что-нибудь придумает».
Через 10 дней лейтенант Марченко вернулся со сборов и узнал от жены радостную весть – им выделили двухкомнатную квартиру – помогла директор. Анатолий Владимирович вспоминает, что обстановка в те годы на советско-китайской границе была напряжённой. Военный конфликт мог возникнуть в любую минуту. К нему готовились, проводили войсковые учения. Старший лейтенант Марченко возглавлял комсомольскую организацию полка. Но ответственность за боевую подготовку личного состава никто не отменял. О том, что у него родился сын, узнал на полигоне. Из роддома вёз его на БТР. Там, на Дальнем Востоке, у супругов появились на свет ещё один сын и дочь.
В биографии полковника Марченко служба в разных гарнизонах Хабаровского края, артиллерийском и мотострелковом полках. Это время он вспоминает с теплотой и ностальгией, хоть иногда на дежурство приходилось отправляться пешком почти за десяток километров, утопая в снегу, через сопки, укутав от 40-градусного мороза лицо полотенцем. В его жизни был эпизод, когда он возглавлял партийный комитет полка: старший лейтенант занимал подполковничью должность!
В родной 289-й танковый полк вернулся майором, заместителем командира танкового полка. Там прослужил четыре года и был назначен заместителем военного комиссара Еврейской автономной области, получив звание полковника. Со многими офицерами, с которыми служил на Дальнем Востоке, Анатолий Владимирович и сейчас поддерживает дружеские отношения.
Новое спецзадание
В Старом Осколе Анатолий Марченко с семьёй оказался в 1999-м, получив назначение Министерства обороны. Вспоминает, что название города не впечатлило. Отговаривали некоторые сослуживцы. А командир, Анатолий Бесхмельницын, оказался из Старого Оскола и посоветовал ехать. И вновь на новом месте закипела работа. Прибывший военком познакомился с главой города Николаем Шевченко, руководителями предприятий, общественных организаций. Когда большой семье Марченко предложили квартиру, он отказался, объяснив, что в военном комиссариате есть люди, которые ждут жильё уже давно. Николай Петрович к проблемам офицеров отнёсся с пониманием, предоставил квартиры. А потом был ремонт военкомата, строительство новых зданий…
Военный комиссариат под руководством Анатолия Марченко не раз становился победителем среди аналогичных ведомств. На его базе проводили международные конференции.
Танк Т-55, который является визитной карточкой города, «МиГ-23» и другие памятники боевой техники установлены при активном участии полковника Марченко. Помогали бывшие сослуживцы, генералы Юрий Сметана, Юрий Бычков, а также бывший командующий 40-й армией в Афганистане Борис Громов. Завязались тесные взаимоотношения с подшефными частями, в которых служили оскольские ребята. Свой вклад внёс Анатолий Марченко в присвоении Старому Осколу звания «Город воинской славы».
Особая веха в биографии Анатолия Владимировича – работа председателем местной территориальной избирательной комиссии. Опыт он имел: был членом избиркома в Еврейском автономном округе. Пришлось временно совмещать должность председателя комиссии и начальника военкомата. «Правда, зарплату получал одну», – с улыбкой уточняет собеседник. Выборы всех уровней проводились чётко и без нарушений. Этой работе он отдал 15 лет.
Сейчас Анатолий Марченко – член Старооскольской территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, ведёт активную общественную работу, оказывает помощь участникам СВО. Совмещает эту деятельность с руководством в представительстве Национальной ассоциации объединений офицеров запаса Вооружённых сил (МЕГАПИР) в Белгородской области и работой в составе президиума Совета ветеранов округа.
Сыновья Анатолия Марченко Анатолий и Владимир тоже стали офицерами, участвовали в боевых действия, имеют награды. Для них, как и для отца, честь, долг и служение Родине были и остаются превыше всего.