Каждый день я прохожу мимо дома № 52 на улице Ленина. Его огороженный дворик – маленький оазис спокойствия среди городской суеты. Здесь по весне пышно цветут яблоня, абрикос, груша, растёт множество цветов.
Дом был построен в 1961 году. В нём один подъезд и восемь квартир: есть однушки, двушки и одна трёшка. В них в наши дни проживают 12 человек. На каждую квартиру выделены сарай и погреб. В здании три этажа. Два верхних – жилые, а первый – цокольный. Его занимает краеведческий музей. Оскольчане помнят, что много лет назад в этом доме располагалась музыкальная школа. Когда-то квартиры здесь давали руководителям города и предприятий. Например, на третьем этаже жил первый секретарь горкома КПСС Валентин Цыцугин.
Я решила, что надо познакомиться со старожилами этого дома. Согласились встретиться четыре женщины. Все пенсионерки и живут здесь более 20 лет. Каждая немного рассказала о себе. Их биографии, как на подбор, тривиальными не назовёшь. Вероятно дом, первыми жильцами которого было руководство Старого Оскола тех лет, притягивает к себе ярких людей. Мы разместились за столом в уличной беседке и поговорили.
Лидия Валентиновна с будущим мужем Александром Ливенцевым училась в Ждановском металлургическом институте в одной группе. На третьем курсе поженились, а получив дипломы, отправились в далёкий Северодвинск Архангельской области на судостроительный завод «Звёздочка». Город в те годы был закрытым, а предприятие секретным. Мало кто знал, что тут строят и ремонтируют военные корабли. Именно здесь построили первые советские ядерные подлодки.
«Это прекрасный город военных моряков. Нас, молодых инженеров, по распределению направили в цех номер 4, где мы занимались ремонтом суден, – рассказала Лидия Валентиновна. – Потом я стала начальником 4-го технологического бюро, а муж начальником конструкторского отдела. У нас постоянно проходили испытания, спуски на воду. И каждый раз бутылку шампанского колотили на счастье. Ох, как много таких бутылок было разбито!»
Быстро промелькнули 33 года. Выросли дети. В 90-е город стал открытым. А производство испытало невиданный до тех пор кризис. Подлодки, сошедшие с верфей предприятия, на них же резали на металл.
«В закрытых доках всё происходило. Мы ходили украдкой смотреть на эти куски металла и плакали. Всё, что мы проектировали и строили – уничтожали».
В 2004 году Ливенцевы переехали из холодных краёв в гораздо более тёплый Старый Оскол.
Примерно в те же годы приобрели в доме жильё и супруги Власюк.
«Я всю жизнь проработала медсестрой, а муж Иван Андреевич был военным, поэтому мы побывали едва ли не во всех уголках Советского Союза – от Камчатки до Прибалтики, где в итоге и осели, – говорит Любовь Викторовна Власюк. – Потом русских стали выгонять из Латвии. Мы вернулись в Россию. Купили в Знаменке дом, в котором прожили 11 лет. Муж работал учителем ОБЖ в школе, а я – участковой медсестрой в Знаменской амбулатории. А потом переехали в этот дом. Комнаты оказались, как в обычной хрущёвке, с мебелью из 60-х. Шифоньер и диван были такие старенькие, что пришлось их выбросить. В ванной – крашеные панели, везде деревянные полы. Очень скромно жили тогда все. Не принято было кичиться ни должностью, ни достатком».
До Власюков в квартире проживал начальник одного из цехов мехзавода Пётр Борисенко с семьёй. Научный сотрудник старооскольского краеведческого музея Константин Филатов в детстве не раз бывал в гостях вместе с мамой у своего дальнего родственника. Любил слушать его рассказы о Великой Отечественной, о своём дедушке, который воевал вместе с Петром Борисенко. Когда Пётр Павлович дожил до преклонных лет, его забрал к себе сын Виктор. Квартиру продали.
Нина Егоровна Посуховская родилась и выросла в Старом Осколе. Получила юридическое образование, работала в старооскольском РЭП, выдавала водительские удостоверения, техпаспорта, номера. Дослужилась до звания майора. Переехав в Севастополь к мужу, устроилась в пожарную охрану. И много лет жила в этом замечательном черноморском городе. Когда в 2014 году начались известные события, Нина Егоровна приняла в них самое активное участие.
«Мы, горожане, были в марте 14-го возле штаба Украинского флота. Активисты и митингующие разрушили забор и ворвались на его территорию. Нас поддержали отряды самообороны. Мы пошли прямо на украинских военных. Потом смотрю, наши мужчины заменили их флаг на российский. И потребовали покинуть здание. Когда те ушли, казаки и участники самообороны встали в оцепление, – вспоминает Нина Егоровна. – Я уверена, если бы мы тогда уступили, ситуация была бы гораздо хуже, чем теперь. Мы не отдали Севастополь и это правильно. Это чудесный город, по которому я скучаю».
Российская община Севастополя отметила участие Нины Посуховской памятной грамотой. Когда супруг Нины Егоровны умер, она вместе с сыном вернулась на родину и поселилась на улице Ленина.
Под окнами дома – шикарные клумбы. Сажает и растит цветы Лидия Аршаковна. В 1985 году она переехала из Армении в наш город. Проработала на СОАТЭ 16 лет. Теперь она вместе с дочерью Мариной заботится о клумбах, которые пышно цветут с ранней весны до поздней осени.
…Однако и в этом практически райском уголке оказались свои проблемы. Жильцы уже несколько лет не могут добиться от управляющей компании «Старый города» починки крыльца и изоляции трубы отопления, которая проходит вдоль наружной стены дома.
Но более всего жильцов волнует состояние канализации. Во время строительства здания отток воды спроектировали в выгребную яму, откуда её откачивали. Позднее яму соединили с централизованной сетью канализации. Яма стала выполнять роль выпускного колодца. Но находится она ниже уровня всей системы и потому регулярно заиливается. Это вызывает протечки в подвале, который в наши дни принадлежит краеведческому музею, и полное отключение воды. Жильцы жаловались в различные инстанции много лет, но ничего не менялось. Весной этого года они побывали на приёме у главы администрации Андрея Чеснокова, который пообещал оказать помощь.
Как сообщил нашему изданию первый заместитель начальника департамента ЖКХ администрации округа Максим Баранов, был направлен запрос в областной Фонд содействия реформированию ЖКХ, чтобы включить дом в программу капремонта в ближайшее время. Собственники смогут на общем собрании принять решение о включении в перечень работ по восстановлению канализации. Также дано поручение муниципальному научно-техническому архитектурному бюро на разработку соответствующего проекта.
И хотя, всё это – дело не быстрое, у жильцов есть основания полагать, что придёт время, когда они больше не будут задумываться, где бы набрать водички.