Воспитатель детского сада № 73 «Мишутка» Мария Пивоварова рассказала, как учит ребят правилам безопасного поведения, а ещё дружбе и состраданию. После интервью с Марией Сергеевной в редакцию я возвращалась под большим впечатлением и с осознанием того, какая это всё же непростая наука – растить детей. Насколько нужно быть профессионально подкованным, эрудированным и открытым ко всему новому, чтобы справляться с такой непростой задачей! Но и этих качеств будет мало, если воспитатель в душе перестал чувствовать ребёнком самого себя и потерял способность удивляться.
Мария Пивоварова на своём примере ещё раз доказала, что профессию нужно выбирать по призванию. Она окончила Старооскольский педагогический колледж и Воронежский государственный педагогический университет по специальности учитель английского языка. Начала трудиться на своей малой родине в Городищенском детском саду: на первых порах преподавала ребятам английский язык, а когда её попросили на период отпуска заменить воспитателя, блестяще справилась и с этой задачей. Более того, новая работа пришлась ей по сердцу.
«Не ожидала, что это так интересно. Раньше мне казалось увлекательным занятием преподавать английский язык, но, попробовав себя в качестве воспитателя, увидела, что работа с дошкольниками – это ежедневные открытия. Стараясь каждый день заинтересовать и удивить ребят, ты сам узнаёшь много нового, идёшь в ногу со временем. Я поняла также, что для воспитателя базовых принципов психологии и педагогики маловато. Пришлось искать поддержку у педагогов-практиков, в том числе из других регионов. Чтобы расти в профессии, прослушала немало вебинаров, посещала семинары опытных коллег, у которых черпала интересные идеи», – рассказывает Мария Сергеевна.
В Городищенском детском саду она отработала около шести лет, а когда переехала с семьёй в Курское, перешла в Лапыгинский детсад. Вот уже четыре года Мария Пивоварова воспитывает малышей в детском саду № 73 «Мишутка». В её группе раннего развития «Непоседы» – полуторагодовалые новобранцы, которые только адаптируются в своём немногочисленном коллективе. Одну из идей, которую почерпнула у коллег, воспитатель реализовала здесь.
«У нас появился стенд «Матрёшка». Мы повесили огромную маму-матрёшку и прикрепили к ней много маленьких матрёшек. Их лица – это фотографии мамочек наших воспитанников. Если ребёнок начинает скучать по маме, может подойти и взять матрёшку с маминым лицом – и вот она будто бы рядом, и грусть отступает. Так было трогательно видеть, когда детки, ложась спать, брали с собой в кроватки матрёшек-мамочек. Эта находка действительно здорово нам помогает!» – говорит педагог.
Воспитатель с удовольствием отмечает, что современные родители стали более подкованными в педагогическом плане. Они обращают внимание на психологические особенности ребёнка в том или ином возрасте и благодаря этому процесс воспитания проходит мягче и не травмирует психику ребёнка.
«Сейчас много игрушек, которые помогают в интеллектуальном развитии ребёнка. Но важно, чтобы родители покупали детям игры, соответствующие их возрасту. Я замечаю, что мамы и папы тоже относятся ответственно к их выбору и уже, к примеру, не дадут малышам магнитные конструкторы с мелкими деталями. Это радует. Мы, воспитатели, стараемся уделить внимание не только детям, но и родителям. Современные технологии помогают быть с ними постоянно на связи. В любой момент мама или папа воспитанника может мне написать о том, что их беспокоит в поведении ребёнка. Я обращу особое внимание на их малыша или посоветую им, что делать в конкретном случае. Родители прислушиваются к моим советам, ведь мы союзники в процессе воспитания гармоничной личности. Но вместе с тем, используя достижения века информационных технологий, на занятиях мы продолжаем работать с привычными материалами, которые дают возможность развивать мелкую моторику и тактильные ощущения, а значит, и речь детей. Лепим из пластилина, рисуем, создаём игры из обычных картонных коробок, наполняя их различными предметами и идеями. Детям очень нравится», – отмечает Мария Сергеевна.
В прошлом году Мария Пивоварова стала победителем муниципального и серебряным призёром регионального этапа конкурса профессионального мастерства «Воспитатель года». Она представила методику знакомства дошколят с правилами безопасного поведения в различных ситуациях, например, при пожаре. Воспитатель создаёт мультибоксы и декорации, которые наполняет персонажами. Вместе с детьми моделируют проблемные ситуации и отрабатывают алгоритмы действия в условиях ЧС. С помощью такого подхода можно изучать и правила дорожного движения.
«Благодаря таким занятиям дети знают, как вести себя в экстренных ситуациях, чтобы сохранить своё здоровье и жизнь. Часто в основу наших сценариев ложатся сюжеты сказок, например «Кошкин дом». Ребята знают, что нельзя оставлять человека в беде. Уверена, они не пройдут мимо того, кому нужна помощь. Вместе с тем, я объясняю, что помогать на улице незнакомцу в одиночку может быть опасно для них – обязательно нужно позвать на помощь взрослых. Учимся относиться с заботой к детям, у которых есть проблемы со здоровьем. Очень важно привить способность к состраданию, сопереживанию, поэтому вместе с воспитанниками и их родителями собираем корм и принадлежности для местного приюта бездомных животных. Для детей это первый шаг на пути к волонтёрской деятельности», – говорит наставник.
У Марии Сергеевны уже несколько выпусков воспитанников. Первые выпускники уже окончили школу, многие пошли по её стопам в педагогику – по специальностям «адаптивная физкультура» и «учитель музыки». Ей очень приятно, что дети выбирают такие профессии и скоро станут её коллегами.
«Я помню, какими они были маленькими. Наблюдала, как они тогда играли в воспитателей: прилежно всё раскладывали, рассаживали кукол, сверстников. Замечала, что они выстраивают коммуникацию со своими «воспитанниками» по-особенному, перенимая мою манеру. И это так приятно – быть для них примером! Сейчас, кстати, благодаря проекту главы администрации округа «Дома лучше» мы углублённо работаем в направлении ранней профориентации, рассказываем деткам об особенностях той или иной специальности. Это очень интересные занятия, на которых, как того требуют современные образовательные стандарты, воспитатель не руководит процессом, а становится его участником и только слегка направляет деятельность детей в нужное русло,» – приоткрыла нам завесу педагогических секретов Мария Сергеевна.
Да, воспитание детей – это целая наука! Но педагог признаётся, что в работе опирается не только на знания – ей самой интересно взаимодействовать и играть с детьми. Сын Михаил, который уже ходит в школу, наблюдая за тем, как мама готовится дома к очередному рабочему дню, вздыхает с небольшой тенью зависти: «Хорошая у тебя работа! Играешь целый день!» А мама и не спорит. Она любит своё дело. Быть воспитателем порой непросто, но видеть успехи детей, быть для них не только наставником, но и другом – это счастье.