Эпизоды, когда ученик подвергался беспочвенной агрессии, насилию – словесному или физическому – со стороны одноклассников, были всегда. Многие взрослые вспоминают что-то подобное из своего детства.
«Просто раньше про это не говорили так открыто, как сейчас, – говорит заместитель директора Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Марина Григорович. – Теперь тема буллинга обсуждается, потому что происходят резонансные случаи, связанные со стрельбой в школах или детским и подростковым суицидом. Нередко трагедии становятся результатом того, что человек, взявшийся впоследствии за ружьё или покончивший с собой, подвергался травле со стороны сверстников».
Одной из самых громких стала трагедия в Казани – бывший ученик в мае 2021 года вернулся в свою школу с оружием и убил девять человек. Его приговорили к пожизненному лишению свободы. А минувшей зимой стрельбу в учебном заведении устроила брянская школьница – жертвой стала одноклассница. Потом девушка покончила с собой.
Стадный инстинкт
Как правило, психологические травмы, полученные жертвой буллинга, очень серьёзные, на всю жизнь. Они искажают личность и не проходят сами по себе. Кто-то приспосабливается и навсегда занимает позицию жертвы, а у кого-то с годами накапливается агрессия, и появляется желание отомстить.
«Травлю может учинить и один человек, но чаще это группа детей. Как правило, агрессоры объединяются, потому что буллить в одиночку сил не хватает. Нападающей стороне нужно чувствовать поддержку друг друга и разделять с кем-то ответственность за свои действия. Что касается возраста, в котором дети начинают заниматься травлей, то здесь наблюдается неприятная динамика – его снижение. Если раньше проблема касалась в основном подростковой среды, то сейчас подтверждённые случаи уже были в начальной школе. А предпосылки такого поведения встречаются даже в детском саду», – отмечает Марина Григорович.
Психологи проводили масштабные исследования, чтобы выявить общие качества у тех, кто стал объектом буллинга. Но доказательств, что такие люди обладают определёнными психологическими или иными особенностями, не получили.
«Ни внешность, ни уровень интеллекта, ни успеваемость ребёнка не играют роли. Но специалисты выяснили другую закономерность: агрессорами, как правило, выступают дети и подростки из авторитарных семей. Они сами испытывают психологическое или физическое насилие со стороны родителей, а в школе стараются отыграться на сверстниках и тем самым воспроизвести поведение родителей, ведь детей мы воспитываем своим примером», – рассказывает Марина Викторовна.
«Ты не один!»
Есть определённый алгоритм зарождения токсичных взаимоотношений между ровесниками. У агрессора появляется личная антипатия к другому ребёнку. Своё раздражение он реализует через враждебность: может оскорбить или испортить чужую вещь. Если не получает отпора, делает вывод, что можно продолжать в том же духе, подтягивает сообщников. В итоге травля приобретает групповой характер.
«Агрессоры получают удовольствие от того, что чувствуют власть над более слабым, выводя его на эмоции. Чем дольше длится ситуация, тем хуже. А она может затянуться, если ребёнок, которого обижают, не говорит об этом взрослым. Но в противовес силе, которую чувствует агрессор по отношению к жертве, должна быть использована другая сила. Пусть происходящее получит огласку. Очень важно, чтобы ребёнок делился с родителями переживаниями и проблемами. Спрашивайте сына или дочь, не обижает ли их кто-то в классе. Серьёзным звоночком может стать отказ ребёнка посещать школу, нежелание объяснять причину этого. Правильно рассказать о проблеме классному руководителю. Бывает, что учителя предпочитают не замечать такие прецеденты. Тогда родители должны обратиться к руководству школы».
Если отношения с одноклассниками осложнились до крайности, можно перевести ребёнка в другую школу. Этого шага не стоит бояться, ведь в новой среде он уже не будет чувствовать себя жертвой, станет легче выстроить другие отношения со сверстниками, у него появятся друзья.
Конфликт или травля?
Проблема бывает и в том, что родители не всегда встают на защиту своих детей, говорят, что те должны сами постоять за себя. Специалист подчёркивает, что важно разобраться в происходящем: это просто конфликт или уже буллинг? Такие понятия имеют чёткие различия. В межличностном конфликте обязательно есть предмет спора, причина, из-за которой он произошёл: кто-то кого-то обидел словом, толкнул или ударил, испортил вещи.
Травля же не имеет веских причин. Иногда агрессор сам не может объяснить, почему именно этот ребёнок стал его жертвой. И если ваши сын или дочь столкнулись именно с буллингом, нельзя оставлять их один на один с ситуацией. Она может тянуться годами и повлечь за собой серьёзные последствия для психики, – разъясняет специалист.
Буллинг нужно жёстко пресекать. Если конфликт можно разрешить, самостоятельно или с помощью психолога найдя компромисс, то травлю нужно прекращать волевым решением взрослых: классного руководителя при поддержке директора школы. Психологи разъясняют педагогам, в какой форме необходимо говорить со школьниками о проблеме. Это должно быть жёсткое требование с последующими санкциями за его невыполнение.
Мягкая сила
Взрослым важно понимать ещё один аспект проблемы: психологическая помощь необходима не только жертве буллинга. У агрессора и его сообщников в процессе негативного поведения происходит личностная деформация, которая впоследствии может вылиться в пренебрежение социальными нормами, проблемы с законом. Есть молчаливые свидетели, которые видят и не одобряют происходящее, но не вмешиваются, не встают на защиту жертвы. Негативное влияние на личностное развитие формируется у всех участников.
Поскольку сейчас значительный пласт жизни детей лежит в виртуальном пространстве, существует и так называемый кибербуллинг. Травля в цифровой среде может происходить, например, в школьном чате. Этот вид агрессии тоже способны остановить взрослые.
Так как же воспитывать ребёнка? Учить, чтобы был смелее и давал отпор обидчикам или оставался скромным и послушным? В этом и состоит главная сложность – сохранить баланс и вырастить гармоничную личность, которая не даст себя в обиду, но останется при этом добрым и культурным человеком.