Староосколец выполнил свой долг, участвуя в специальной военной операции. В день десантника, 2 августа, у памятника Василию Маргелову я обратил внимание на крепкого мужчину с боевыми наградами на груди. Две из них – медали «За отвагу», были государственными. Ещё две «За отвагу» Луганской народной республики и ЧВК «Вагнер», а также медаль «За взятие Бахмута», вагнеровский чёрный крест и другие. Когда я навёл на него объектив фотоаппарата, он натянул на лицо маску. Выяснилось, что боец остаётся в строю, и меры предосторожности были неслучайными. Домой приехал в краткосрочный отпуск после длительной командировки. Мой новый знакомый назвал себя Виктором. Его позывной – «Контрабас». До прошлого года воевал в составе ЧВК «Вагнер». Сейчас служит в 45-й бригаде спецназа ВДВ. Родом из Казахстана. В Россию приехал почти тридцать лет назад. До выхода на пенсию работал в системе МВД.
В начале 2000-х Виктор несколько месяцев находился в служебной командировке в Чечне. Там получил первую медаль «За отвагу». Говорит, что просто выполнял задание. Совместно с ГРУ, ФСБ проводили адресные зачистки по выявлению лидеров бандформирований, тех, кто был связан с боевиками. Изымали оружие, боеприпасы, взрывчатку… Уничтожали отряды чеченских и арабских боевиков, их лидеров. Одна из операций называлась «Охота на волков», в ходе которой были уничтожены чеченские командиры. Однажды на колонну, в которой находился мой собеседник, напали «духи». Они прятались в «зелёнке». На пути колонны сначала подорвали один фугас, потом другой. Но заблокировать её продвижение не удалось. Бойцы, быстро рассредоточившись, начали вести ответный огонь. Виктор занял позицию у колёс КамАЗа. По кузову звонко щелкали пули, звенели разбитые стекла автомобиля. Из своего АК-74 он стрелял короткими очередями, экономя боекомплект. Взмахнув руками, упал один из боевиков, потом другой... Рядом отстреливались товарищи. Бой был скоротечным. На подмогу прилетели вызванные по рации вертушки, которые добили бандитов. Правоохранители потерь не понесли. Лишь несколько человек получили ранения.
После службы в органах внутренних дел Виктор работал в охранных структурах. С 2014 года внимательно наблюдал за событиями на Украине. На Донбассе у него было немало друзей, которые рассказывали о зверствах националистов. Когда началась специальная военная операция, не смог больше оставаться в стороне. Два его деда защищали Родину в Великую Отечественную войну, отец служил в Афганистане. Попробовал поступить на службу по контракту, не взяли – уже было под 50. Случайно узнал о том, что в нашем городе тактические тренировки проводят представители ЧВК «Вагнер». В сентябре 2022-го боец с позывным «Контрабас» оказался на одной из их баз. Рассказывает, что к боевым действиям готовились основательно: учились стрелять изо всех видов оружия, бросали гранаты, ходили в атаку, изучали рукопашный бой. Инструкторы учили главному – взаимовыручке, без которой на войне не обойтись. Были и такие, кто не выдерживал титанических нагрузок. Виктору пригодился чеченский опыт. Он готовился стать штурмовиком. Но когда прибыл на линию соприкосновения, его назначали вторым наводчиком 120-мм миномёта. Потом он стал командиром расчёта, воевал на бахмутском направлении. Сражение за Бахмут, важный транспортный узел, стало одним из самых затяжных и кровопролитных боев за время спецоперации на Украине. Он был взят 20 мая 2023 года.
«Противник не жалел резервов и бросал самые лучшие силы, чтобы оставить город под своим контролем, – вспоминает «Контрабас». – Приходилось отвоёвывать метр за метром, вытеснять врага».
«Специальности миномётчика пришлось учиться в боевых условиях. Встали в четыре часа утра, с собой взяли рюкзаки, оружие, еду. На УАЗе нас вывели в район Бахмута, – продолжает мой собеседник. – Там, в лесопосадке, находился миномётный расчёт, который мы должны были сменить. Прежде чем ребята ушли с позиции, они сутки учили нас стрелять из миномёта, объясняли все тонкости нашей новой боевой профессии. Эти миномёты бьют на дальность до семи километров».
По данным разведки, в одном из укрытий находилась живая сила и техника противника. Звучит команда «Выстрел!», из ствола миномёта вылетает 16-килограммовая осколочно-фугасная мина, которая точно попадает в назначенную цель. Здание разрушено, погребя под собой вражеских солдат. Наводчик вносит корректировки – и снова звучат выстрелы, поражая очередные позиции врага. Поступает новая вводная: с помощью квадрокоптера бойцы засекли место скопления украинских боевиков. Миномётчики выпустили по цели 20 снарядов, уничтожив националистов. Работать приходилось и днём, и ночью, в зависимости от выявленных разведчиками целей.
«Вражеская БМП не даёт поднять головы нашим атакующим штурмовикам, несколько из них 300-е. Её координаты срочно передают нам, – продолжает «Контрабас». – Мы накрыли БМП вторым выстрелом. Такую технику сложно уничтожить из миномёта, но у нас получилось. Наши ребята получили возможность перебежать улицу, занять новые позиции, эвакуировать раненых».
Но и противник не дремал, стараясь найти и подавить огневую точку миномётчиков, используя беспилотники. Выручало то, что позиция была тщательно замаскирована. Впрочем, до поры до времени.
«Однажды и нам прилетело¸ – вспоминает «Контрабас». – Когда мы подавили очередную огневую точку, по нам началась стрельба из танков, миномётов, 152-миллиметровых орудий. Снаряды ложились всё ближе и ближе… Один из них разорвался в нескольких метрах от миномёта...»
Благодаря многочасовым тренировкам бойцы мгновенно оказались в блиндаже, но получили контузию. Ящик с запасными изделиями взрывной волной отбросило на 50 метров, превратив его в бесформенный кусок. Случилось это в тот день, когда команду «Контрабаса» должен был сменить другой расчёт. В составе ЧВК он воевал до лета прошлого года. Когда контракт закончился, ему предложили поступить на службу в 45-ю бригаду ВДВ. И вновь длительная тревожная командировка за тысячи километров от дома. Сейчас боец находится в отпуске и ждёт нового задания.