Алексей Хорхордин 18 лет работает водителем спецтехники в бригаде специального автотранспорта в карьере Стойленского ГОКа. В молодости не хотел идти на предприятие – считал, что труд под чьим-то началом ограничивает свободу. Но придя на комбинат, обрёл место, где есть возможность для личностного и профессионального роста, а ещё – стабильность, достойную заработную плату, уверенность в завтрашнем дне.
«Конечно, главная техника на комбинате – та, что задействована в карьере на добыче руды: автосамосвалы, экскаваторы, бульдозеры, подъёмные краны… Но наша колонна спецтехники своим ежедневным трудом обеспечивает им условия для бесперебойной добычи и транспортировки железной руды», – так говорит о своей работе Алексей Александрович.
Не главный – важный
Карьерный экскаватор, загружающий рудой большегрузные автосамосвалы, – могучая многотонная машина с электродвигателем, питание к которому поступает по кабелю от стационарных высоковольтных токоприёмников – металлических шкафов с аппаратурой, похожих на трансформаторные будки. Пока экскаватор работает на одном участке – он сильный и высокопроизводительный механизм. Но как только ему надо спуститься или подняться на очередной уступ в карьере, выехать из зоны проведения взрывных работ, этот гигант становится беспомощным. Длина кабеля – несколько десятков метров, где взять энергию для преодоления неблизкого пути? И тут на помощь приходит спецтехника – перегонная станция ДГУ (дизель-генераторная установка). На ней размещено специальное оборудование – шкафы управления экскаватором. А за рулём «перегонки» – Алексей Хорхордин.
«Двигаюсь сзади, запитывая экскаватор своим кабелем. Моя машина служит, можно сказать, пультом управления, – рассказывает Алексей Александрович. – Перегонка может длиться много часов. Скорость у гусеничной техники – порядка 800 метров в час, пешком обгонишь. Останавливаться нельзя, чтобы не заблокировать проезд большегрузам. Дорога в карьере – то вниз, то вверх – ровных участков почти нет, поэтому надо быть максимально внимательным. От меня зависит, чтобы экскаватор вовремя добрался до места назначения и приступил к работе, я понимаю это и стараюсь сделать всё на максимуме, чтобы не подвести коллег».
А ещё водители из колонны спецтехники доставляют из карьера в ремонтные мастерские детали и узлы гусеничной техники. Также перевозят кабели, летом поливают дороги, чтобы снизить запылённость, зимой обрабатывают от гололёда.
Шофёрская косточка
Главную роль в выборе профессии для Алексея сыграл отец. Именно он привил любовь к технике и привёл сына на комбинат.
«Лет с 6-7 я уже иногда бывал у него на работе, лазил по БЕЛАЗам, помогал по мелочам в ремонте. Зимой отец трудился на пескоразбрасывателе, маршрут был от комбината до кольца на микрорайоне Рудничный. Он заезжал домой на обед и брал меня с собой: «Поехали, кружок дадим». Интересно было! Вообще, он говорил мне с малых лет: «Ты мужик и должен уметь всё: и гвоздь забить, и на станке что-то просверлить или выточить, и дом покрасить, и машину водить».
Поэтому, когда Алексея призвали в армию. Он уже имел права.
«Службу проходил в отдельной бригаде генерального штаба в Москве, тоже водителем. После демобилизации трудился в нескольких местах – всё было не то. Отец предложил подумать о работе на комбинате, помог оплатить обучение в автошколе на профессиональную категорию «Е», и получить ДОПОГ – право на перевозку потенциально опасных грузов. Полностью готовый для работы на промышленном предприятии специалист!» – вспоминает Алексей Хорхордин.
Сын и отец несколько лет трудились на одной машине, только в разных сменах. На производстве новичка сразу отстажировали для работы на всех видах техники, и он успел поработать и на поливалке, и на топливозаправщике, и на канатовозе. Сейчас управляет тралом на базе БЕЛАЗа-тягача, но легко может заменить любого отсутствующего коллегу. Настоящий универсал!
«Мне сейчас предлагают перейти на автосамосвал-стотонник, мол, там зарплата больше. Но мне нравится моя работа. В ней отсутствует монотонность, она постоянно требует решения каких-то нестандартных задач», – говорит Алексей Хорхордин.
Наш герой ценит годы работы на комбинате именно за то, что здесь ему удалось освоить множество видов техники, получить бесценный опыт вождения автомобилей с самым разнообразным оснащением и габаритами. Сесть за руль каждого из видов спецтехники – это как заново научиться вождению, считает он.
Самое важное
«Моими наставниками на комбинате были отец и его ровесники. Сильное поколение! Для них машина была главной – себя не жалей, а она чтоб в порядке пребывала… Огромное уважение к профессии! Я тоже был помешан на автомобилях, даже в свободное от работы время часами из гаража не выходил. С годами начал думать по-другому. Главным стала семья», – утверждает Алексей Александрович.
У нашего героя любящая жена, четверо детей. Два младшихмальчика четырёх и почти трёх лет уже проявляют интерес к механизмам. Вторая по старшинству дочка родилась с ограниченными возможностями здоровья, но и ей любящий папа сконструировал четырёхколёсную веломашину, которую девочка с удовольствием – и довольно умело! – водит. Старшая стала хореографом, уже подумывает о самостоятельной жизни. Алексей Хорхордин построил просторный светлый дом для своей семьи. Недавно получил высшее образование – пора расти в профессии. Движение – вот настоящая жизнь, считает настоящий мужчина и крутой профессионал. Пусть так и будет!
«Алексей Александрович – один из опытнейших водителей автотранспортного цеха. Надёжный, ответственный человек. В этом году он проявил себя на все сто процентов: подавал и внедрял в производство рационализаторские инициативы, успешно защищал честь цеха и комбината на спортивных соревнованиях. Его уважают коллеги, и ценит руководство. Он достоин представлять автоцех на Доске почёта Стойленского ГОКа», – отметил начальник автоколонны № 2 Евгений Романенко.