Двенадцатилетний Вася Сурин в огромной теплице ориентируется как рыба в воде: он прекрасно знает, где растут оливки, авокадо, папайя, манго и бананы… Старается помогать выращивать эти и другие экзотические культуры своему папе Руслану Сурину и даже хочет учиться в сельскохозяйственной академии.
Удивительно, но эти субтропические и тропические плоды, оказывается, можно успешно выращивать и в наших климатических условиях. Занимается этим старооскольский садовод профессионально.
Началось все 20 лет назад, когда Руслан посадил саженцы апельсина в квартире на подоконнике. Благодаря стараниям и упорству всё у него получилось. С этого саженца и началось увлечение цитрусовыми. Он говорит, появился своего рода спортивный интерес: стало любопытно, как растут и развиваются эти культуры, какие сорта можно выращивать в наших климатических условиях. После апельсинов последовали лимоны. Все по-прежнему выращивалось на подоконнике. Но когда собрал солидный урожай, решил перенести выращивание экзотики на грядки. На своём участке в микрорайоне Дубрава построил почти в 500 кв. м теплицу, провёл водопровод для орошения растений, установил батареи отопления, купил разного объёма корзины для деревьев, занялся изучением специальной литературы. Он перешерстил весь интернет: но не нашёл того, кто бы мог с ним поделиться опытом. И тематических форумов на эту тему не было. Пришлось всё делать методом проб и ошибок. В теплице Руслан выращивает заморские диковинки. Многих из них нет в наших супермаркетах. А у Сурина только цитрусовых более 20 сортов, папайи -11, манго – 8. Все они приехали из Юго-Восточной Азии. Манго - из испанского питомника. Саженцы доставляли из Голландии, но из-за санкций этот маршрут сейчас закрыт.
«Друзья также привозили свежие семена из Турции, Индонезии, с острова Бали,– рассказывает Руслан. – С Бали, кстати, привезли маракуйю. Я её посадил, и через девять месяцев она зацвела. Сейчас, когда кто-то из друзей уезжает за границу, интересуются, что привезти? Приходится отказывать: у меня всего достаточно. Впрочем, привезли свежие семена папайи из Тайланда. Я обязательно интересуюсь, как называется сорт, прежде чем высадить семена. Кстати, папайя вступает в плодоношение в течение года».
Руслан Васильевич, наверняка, единственный в России человек, который занимается таким видом сельского хозяйства. Во всяком случае, я тщетно пытался найти в Интернете таких, как он, увлечённых людей. За исключением, пожалуй, специализированных институтов. Но и там пока что экспериментируют. А Руслан Сурин выращивает папайю, кофейные деревья, бананы и маракуйю. А ещё лимоны, апельсины, лаймы, бергамот, оливковое дерево, азербайджанский гранат, гренадилу, мушмулу и т.д. Кстати, высота мушмулы в природе достигает 25 м, авокадо до 40 м.
Я поинтересовался у Руслана, какие он использует для растений удобрения? Заморские? Он улыбнулся и ответил, что наш российский кроличий навоз великолепно подходит для манго. Вообще фосфорно-калийные удобрения можно использовать при выращивании цитрусовых.
В теплице влажно: Руслан демонстрирует термометр, который показывает + 22 градуса. Эти условия как раз и необходимы для того, чтобы заморские фрукты росли. По теплице мы идём как по райскому саду.
При выращивании таких плодов, по словам Руслана, надо быть гуманитарием. Он неслучайно говорил, что успех достиг методом проб и ошибок. Например, раньше накрывал крышу теплицы двумя слоями полиэтиленовой плёнкой. Но тёплый воздух уходил, что сказ.
«Цитрусовые отлично переносят температуру от 3 градусов тепла до ноля, – рассказывает Руслан о своём опыте садовника. – Бананы при этом могут болеть».
Его самый любимый плод цитрусовых – лаймкват таварес. Они лимонного цвета и плоды у них маленькие. А ещё есть цитрус рангпур, названный в честь провинции в Бангладеш. Его жене нравится памела, а дети любят все цитрусовые.
Мой собеседник отмечает, что некоторые из растений капризные, например, лимон Мейер. Поэтому он держит их в одном экземпляре. А ещё капризные – мандарины. По словам Руслана, все цитрусовые растения, которые у нас продаются в магазинах – голландские. Там прививают растения на трифолиат – это тоже цитрус. Он имеет такое свойство, что ему требуется холодная зимовка. Поэтому когда растение на трифолиате привозят зимой домой и ставят на подоконник, оно благополучно погибает. Его, оказывается, надо хранить в холодном помещении. Многие об этом не знают, и растения не приживаются.
О многом мы говорили с Русланом. И, конечно, не могли не коснуться перспектив.
«Планы огромные, – говорит он. – Но на всё нужно время, и, конечно, средства. Очень хочу заниматься ананасами – у меня их шесть сортов. Для этого надо сделать отдельную теплицу. Она должна быть невысокой, чтобы можно было её легче протопить. На Руси ананасы выращивались в большом количестве. Завезли их в середине XVIII века. Самая большая ананасная оранжерея была в ботаническом саду графа Разумовского в подмосковных Горенках. Более трёх тысяч плодов он отправлял в Европу. Кстати, плодоносит ананас раз в полтора года. А вот цитрусовые могут давать плоды четыре раза в год».
Планирует выращивать Руслан и кокосы. Кокосовая пальма вырастает до 32 м, но есть декоративные.
На вопрос, что даёт ему выращивание экзотических плодов, Руслан, не задумываясь, отвечает: от этого он получает, прежде всего, удовольствие. Уход за растениями расписан по часам: когда поливать, а когда удобрять. У некоторых из них есть свои тайны. Например, красивый цветок маракуйи цветёт лишь сутки.
После экскурсии по необычной теплице меня не покидала мысль: неужели климат настолько изменился, что в Центральном Черноземье уже можно выращивать бананы и цитрусовые? Может, это и так. Но талант и целеустремлённость человека тоже ведь дорогого стоит. И хорошо, что есть такие люди, которые, несмотря ни на что, добиваются поставленных целей. Может, когда-то и на Марсе будут яблони цвести.