Водители школьных автобусов Александр Кленин и Александр Горожанкин всегда улыбкой встречают по утрам своих юных пассажиров. Почти сорок лет они возят ребят из разных населённых пунктов на учёбу в Монаково.
В 07:00 жёлтые автобусы с надписью «Дети» выходят на маршруты. Пять дней в неделю водителям необходимо сделать по три утренних рейса, чтобы вовремя доставить 90 мальчишек и девчонок к первому уроку. За рулём «ПАЗика» и «Газели» – настоящие профессионалы своего дела, добросовестные и надёжные работники. Они знают назубок все повороты, каждую неровность на дороге, автобусы всегда исправны, поэтому односельчане доверяют Александрам своих детей.
Оба водителя родом из Верхнеатаманского, оттуда переселились в Монаково и уже много лет работают на подвозе школьников. У них, как у учителей, уже несколько поколений выпускников. Всех помнят по именам. И уже взрослые ребята при встрече поздороваются и по-прежнему называют каждого из водителей дядей Сашей.
Александр Кленин начал осваивать вождение ещё в девятилетнем возрасте. Баранку крутил ещё его дед. Отец Владимир Степанович был заведующим гаражом в совхозе, механиком. Сын с малых лет бегал к нему на работу.
«Помню, как мне нравилось сидеть в кабине ГАЗ-51. На ней и учился ездить. Стать шофёром было мечтой детства. Работал сначала учеником фрезеровщика на цемзаводе, затем стал механиком и водителем в совхозе «Долгополянский». Первую «Жигули» купил себе в 1987 году, по сей день не изменяю отечественной модели. А у отца был единственный автомобиль – запорожец со смешным прозвищем «Горбатый». Он 1966 года выпуска, но ещё на ходу», – рассказывает Александр Владимирович.
Александр Горожанкин начинал свой трудовой путь с работы автокрановщиком. Работал в управлении механизации Центрметаллургмонтаж, затем в совхозе, а позже пересел на школьный автобус.
«Раньше в деревне детей перевозили в бортовом кузове грузовика. Доярки едут на ферму, и ребятня на флягах сидит. Женщины песни поют, а школьники смеются, общаются друг с другом. Весёлое время было! Теперь в каждой школе комфортабельные автобусы, учеников в поездке сопровождают педагоги. Расстояния по маршруту стали короткие. Прежде подвозили ребят из Нижне-Чуфичева, Великого Перевоза. У меня за день на дальние сёла пробег составлял 115 километров», – вспоминает Александр Павлович.
«Современная молодёжь изменилась. Заходят в автобус, рассаживаются, и по пути в школу и домой все в телефонах. Иной раз забывают, что выходить надо. А вот хулиганы были всегда. Как-то парнишка сел на подлокотник и стал качаться, я сделал ему замечание. Потом смотрю – сзади сиденье порезано. Так он выразил свою обиду. А младшеклассники нас частенько угощают конфетами и фруктами», – говорит Александр Кленин.
Рулевые детских маршрутов были неоднократно отмечены за хорошую работу благодарностями, грамотами и премиями. День автомобилиста всегда ждали с нетерпением, встречались с коллегами из других школ.
«К нам ребята каждый год приезжали в гости. Традиционно накрывали для шофёров столы в столовой, артисты готовили концерт. Многие уже не работают, но есть те, кто ещё в строю. Это Владимир Емельянов из Архангельского, Алексей Воронков из Роговатого, ивановский водитель Сергей Рыбалкин и Сергей Писарев из Нагольного. Желаем всем коллегам здоровья, безаварийной работы, гладкой дороги, ни гвоздя ни жезла и зелёного света!» – говорят наши собеседники.