Генеральный план строительства и развития нашего города был сформирован в 70-х годах ХХ века. Клавдию Бутову назначили главным архитектором. Здесь предполагалось возведение крупнейшего в Европе электрометаллургического комбината. Генплан утвердили в феврале 1980 года в Совете Министров СССР. В свою команду Клавдия Бутова подбирала архитекторов и планировщиков с уже колоссальным опытом работы и начинающих специалистов, но главное – талантливых, ответственных и трудолюбивых. Под руководством Бутовой довелось работать и совсем ещё юной выпускнице Московского архитектурного института Галине Салынской. Впрочем, всё по порядку.
Галина Салынская – коренная москвичка. С детства любила рисовать, получалось хорошо, в школе хвалили, а однажды предложили поучаствовать в городском конкурсе. После этого юной художнице поступило приглашение перейти в художественную школу при Московском архитектурном институте. Посоветовавшись с мамой, девушка отказалась: уж очень не хотелось расставаться со своим дружным классом. И всё же другая дорога привела её именно в этот вуз.
«При заводе, где работал папа, была художественная студия, в которой я и занималась в старших классах. А ещё полюбила математику, видимо, это и определило выбор будущей профессии. В Москве тогда было два института МАИ: авиационный и архитектурный. Предпочла последний. Но сдавать надо было не четыре экзамена, как везде, а целых шесть: два по рисунку – голова и композиция из геометрических тел, алгебру, геометрию, физику и сочинение. После экзаменов по рисунку отчислили сразу 200 человек, а я прошла по конкурсу с первого раза!», – рассказывает Галина Салынская.
Галина поступила на градостроительный факультет. С особым теплом вспоминает она студенческие годы, однокурсников и наставников:
«Наши преподаватели были настоящими профессионалами. Например, Юрий Платонов, Сергей Захаров и Людмила Барщ проектировали здание Президиума Академии наук СССР на Ленинских горах. Правда, рассказывали нам, как столичные власти не давали им построить его повыше и испортили все пропорции. Много интересного спроектировали после выпуска и мои однокурсники. Жора Цыпин оформлял объекты Олимпиады в Сочи, Павел Андреев реставрировал здание Манежа после пожара и делал проекты домов в центре Москвы, он же вместе с Вячеславом Богачкиным и Сергеем Киселёвым из нашей группы участвовал в перепланировке и реконструкции Большого Кремлёвского дворца. Надежда Зеегофер стала автором проектов самых первых ресторанов «Макдональдс» в Москве», – вспоминает Галина Салынская.
Студенческая пора пролетела быстро. Настало время защиты дипломной работы.
Начинающим архитекторам обычно предлагали рутинную работу, например, проекты трубоукладчиков или реконструкции молочных комбинатов, но Галине Салынской при распределении повезло получить направление в Государственный институт проектирования городов. Гипрогор разрабатывал генпланы строительства и развития больших и малых населённых пунктов и даже целых регионов нашей необъятной страны. Особое место в его проектной практике заняли исторические города России – Великий Новгород, Суздаль, Сергиев Посад. Кроме того, по проектам Гипрогора были восстановлены пострадавшие от землетрясений жилые районы Ташкента и Ленинакана, а на карте страны появились новые города: Волжский, Братск, Волгодонск, Нижнекамск. К 80-м годам институт разработал проектно-планировочную документацию по 700 городам СССР.
«Наш институт находился в пятиэтажном здании в центре Москвы недалеко от станции метро «Белорусская». Попасть туда простому человеку было невозможно – вход строго по пропускам. Кстати, до меня здесь работал известный кинорежиссёр Георгий Данелия, тоже имевший образование архитектора. Меня сразу определили в бригаду Клавдии Викторовны Бутовой. Бригада – это небольшой коллектив в составе нескольких архитекторов, конструкторов и чертёжниц. Вокруг основного корпуса находились мастерские, где делали, а затем рассылали по всей стране макеты спроектированных городов, огромные метровые фотографии планировки, синьки с чертежами тоже большого размера», – рассказывает Галина Салынская.
Буквально через месяц после поступления в Гипрогор молодого архитектора вызвали к директору, который спросил: «Хотите заняться серьёзным делом? В Белгородской области будут развивать старинный город – Старый Оскол. Нужно по вечерам проектировать и сразу отдавать чертежи на стройку».
«Я, конечно, без раздумий согласилась. Проектировали город несколько бригад. Отдельно сидели те, кто делал чертежи жилья для иностранцев, которые участвовали в строительстве Оскольского электрометаллургического комбината, – очень комфортные квадратные квартиры большой площади. Обособленно расположилась группа озеленителей. Меня сразу поставили на генплан города: это был огромный чертёж полтора на полтора метра, который стоял в центре кабинета, чтобы можно было со всех сторон к нему подойти», – улыбается Галина Салынская.
Главные решения по проекту принадлежали Клавдии Бутовой, к слову, в том числе и идея создания в городе скоростного трамвая. А Галине Салынской необходимо было очень быстро начертить красивые картинки по осям улиц.
«Занимались в основном планировкой города: магистралями, которые должны были связать старые и новые дороги, привязкой к ним типовых домов, строительство новых нетиповых зданий. Проектировала кафе, интересный магазин цветов и детскую художественную школу, которая должна была находиться рядом с комплексом прудов. Модельщики сделали деревянный макет центра города, жаль, что у меня не сохранилось его фото. Генеральный план напоминал кисть руки: ладонь – центр, пальцы – направления дорог в разные стороны», – вспоминает Галина.
Все участники творческого процесса вносили свои идеи по улучшению проекта. Например, известный архитектор из Киева Александр Рапопорт, с которым Клавдия Бутова дружила ещё с юности, предложил делать дороги шире, чем это было всегда принято.
«Почему вы проектируете такие узкие дороги? Думаете, что у нас никогда не будет автомобилей? Надо делать так, чтобы потом не было пробок!» – заявил Александр.
Все расчёты проводились с учётом СНиП, которыми, в частности, было предусмотрено: какая дистанция необходима между домами, чтобы в каждый попадал солнечный свет в определённое время, расстояние от дороги до школы, дома и даже подъезда, оптимальное количество детских садов или зелёных насаждений на заданную плотность населения. Соблюдаются ли эти правила при современном строительстве?!
«На защиту генплана собрались ведущие архитекторы из Москвы, и вдруг меня заметил Николай Николаевич Уллас, один из авторов проекта спортивного комплекса в Лужниках, который принимал наши дипломные работы в институте. Поздоровался со мной, с Клавдией Викторовной, сказал ей про меня пару лестных слов, и мой руководитель стала уважительнее ко мне относиться», – вспоминает Галина Николаевна.
Особенно вспоминает Галина Салынская свою первую рабочую поездку в Старый Оскол. С трудом удалось купить билет в купейный вагон. Попутчики – два подвыпивших парня, на столе – блюдце с остатками лимона, коньячный дух, казалось, пропитал буквально всё вокруг.
«Выскакиваю к проводнице: «Как я с ними поеду?» Та в ответ: «Ничего, один в соседнее купе уйдёт, проветрим, не бойтесь!» А я молодая, страшно, ночь впереди. Короче, этот запах и усталость, накопившаяся за день, сшибли меня с ног, так что спала беспробудно. Утром попутчик извинился за неудобства, сходил в буфет и купил мне сразу несколько шоколадок!» – с улыбкой вспоминает Галина.
Именно по чертежам Галины Салынской создан сквер у нынешней площади Победы, где установлена стела «Старый Оскол – город воинской славы». После завершения строительства кинотеатра «Быль» рядом оставался большой пустырь, который решено было превратить в рекреационную зону.
«Александр Наумович Рапопорт предложил: «А давайте проведём клаузуру!» Это такой вид проектной работы или быстрый набросок, в котором есть возможность проявить своё творчество и фантазию. Вспомнила, как когда-то в детстве в деревне на Смоленщине преодолевала вброд речку, вот и захотелось сделать неглубокие бассейны разной формы, там их теперь несколько, чтобы дети в жару могли ходить по воде босиком или плескаться. А на днях прочитала в соцсетях, что этот сквер – одно из любимых мест отдыха горожан. Было приятно!», – рассказывает архитектор.
Красивый и уютный центр с жилой застройкой, напоминавший район какого-нибудь европейского городка, был уже спроектирован, но началась перестройка, которая и нарушила творческие планы архитекторов. По чертежам Галины Салынской успели ещё построить кафе «Асеновград», примыкающий к нему нетиповой жилой дом и магазин.
«Также мы делали планировку набережной реки Оскол, но по какому проекту её строили, я уже не знаю», – признаётся наша собеседница.
С Клавдией Бутовой, главным архитектором генплана строительства и развития Старого Оскола, Галина Салынская проработала в одном кабинете не один год. По её словам, Клавдия Викторовна умело руководила коллективом, лично могла рассчитать сметы по объектам, защитить итоги работы в любой инстанции. Вспоминает, как засиживались вместе за проектами до позднего вечера, когда прочие сотрудники института видели уже десятые сны. Главный архитектор ходила всегда в изящной обтягивающей юбке, на каблуках и в шляпке – даже в командировках и когда ей было за 70. Рисовала и чертила быстро и красиво, было такое ощущение, что сделано это гусиным пером времён Пушкина.
«Клавдия Викторовна училась во время войны в Ленинграде. Она часто вспоминала промёрзший насквозь институт, рассказывала страшную историю про преподавателя, который умер от голода у них на глазах прямо во время лекции. Сама делала дома ремонт, несмотря на необыкновенную занятость, придумывала архитектурные детали буквально из подручных материалов, например картонных коробок, оклеивала их обоями – и получались объёмные стены. Видела, когда была у неё в гостях. А впервые приехав к ней на дачу, поняла, что у нас схожий вкус: я в натуре увидела свой проект квартиры, который делала во время учёбы в институте», – рассказывает Галина Салынская.
Супруг Клавдии Викторовны Сергей Ефимович был морским офицером, капитаном первого ранга. Стены их московской квартиры украшало множество акварелей с изображением Крыма, больше всего – горами полуострова и городом Севастополем. Что неудивительно: когда-то Бутова проектировала этот город и одно время была главным архитектором генплана восстановления и развития форпоста русских моряков. Всё, что архитекторы тогда задумали: районы, фонтаны, парки, скверы – построили после войны. Она очень любила этот город.
«Между собой мы называли Клавдию Викторовну «Севастопольский вальс». Она двигалась очень гордо, с высоко поднятой головой, как бы пританцовывая. Ей очень подходило это звание. Во время праздников приносила нам вкусные пироги, приговаривая: «Пеку быстро, пока раздеваюсь, за 20 минут! В дни застолий рассказывала про неизвестные моменты из жизни великих людей, читала нам стихи, в том числе собственного сочинения. А на каждый день рождения кого-то из коллег всегда дарила ему собственноручно сделанную открытку», – вспоминает Галина Салынская.
Кстати, одно из таких посвящений хранится в семейном архиве нашей собеседницы. Несколько листков ватмана с нарисованной ладьёй и строками, начертанными тушью и пером в 1977 году для Галочки:
«Экзамен на стойкость
В оскольском строю
Сдала ты успешно, дружище.
Тебя принимаем в нашу семью
За верность Осколу,
Держись же!..»
«Когда в 2002 году Клавдии Викторовны не стало, я почувствовала, что с ней ушёл удивительный, большой и интересный мир», – с грустью говорит Галина Николаевна.
Клавдия Бутова 25 лет своей жизни посвятила Старому Осколу. Была главным архитектором генплана, но лично проектировала и конкретные объекты, например, кинотеатр «Быль», Дворец культуры «Молодёжный», проспекты Металлургов и Комсомольский, микрорайон Дубрава. Последняя её работа – прогулочная зона в микрорайоне Олимпийском – построена уже после смерти автора. И очень справедливо, что в Старом Осколе есть улица имени архитектора Бутовой – единственная в России, названная в честь женщины-архитектора.
Архитектор Галина Салынская участвовала в создании генеральных планов нескольких городов, но признаётся, что Старый Оскол занимает в её судьбе особое место – первое и по-настоящему важное и интересное дело в профессиональной карьере.
Несомненно, состоялась Галина Николаевна и как художник. Например, проиллюстрировала книгу одного из ведущих советских писателей-фантастов, драматурга и художника Севера Гансовского «Человек, который сделал Балтийское море» в издательстве «Молодая гвардия». К слову, познакомились они в колхозе «на картошке», куда частенько отправляли представителей творческой интеллигенции.
«Иду по полю, догоняет немолодой мужчина, разговорились. Сказала, что я архитектор, а он предложил попробовать сделать иллюстрации к его книге. В издательстве дали рукопись, нарисовала первый вариант, заказчикам понравилось», – вспоминает Галина Салынская.
В годы перестройки Галина Николаевна преподавала изобразительное искусство в нескольких детских студиях в Москве. В 90-х окончила курсы изготовления кукол и иконописи. С авторскими куклами принимала участие в международных выставках, причём весьма успешно – занимала первые места. Особая история – целая галерея портретов известных киноактёров, написанных художницей в разные годы.
«Считаю, что любой опыт не помешает творческому человеку. Хочется рисовать портреты любимых людей, артистов, такие, что передают их чувства: грусть, удивление, усталость или решимость», – делится Галина Салынская.
Галина Николаевна следит за новостями из Белгородской области. В особенности из приграничных районов.
«Сегодня опять идут обстрелы, расстроилась. Столько всего меня связывает с Белгородской областью! Мы все надеемся, что скоро специальная операция закончится и опять наступит мир», – переживает она за жителей нашего региона.