

В Санкт-Петербурге с 15 по 23 июля в Ботаническом саду Петра Великого в рамках фестиваля японской культуры «Бамбук на ветру» прошла его персональная выставка «Русский бонсай». Ирина Фёдорова встретилась с мастером и разузнала о его экзотическом увлечении.
Когда я слышу слово «бонсай», то ассоциация подсовывает маленькие кучерявые, как зелёные облачка, деревца, японцев в кимоно и выкрик «банзай!». К чему же тут русские берёзки? Всё просто. Бонсай – это не особый вид деревьев, как думают многие люди, никогда не интересовавшиеся этим искусством, а умение особым образом выращивать их. Практически любые. В том числе и нашей средней полосы.
Оскольчанин Игорь Ислентьев много лет работал в строительной сфере, никогда не занимался ни огородом, ни садом, ни домашними цветами. Но в дело вмешался случай или, может, судьба. Как-то он пошутил, что на пенсии будет заниматься бонсаем. Почему именно им, Игорь и сам объяснить не может. Видимо, где-то что-то слышал или видел, что само отложилось в памяти. Жена Елена не пропустила шуточку супруга и на день рождения подарила ему бонсай.
Через несколько лет у Игоря шепчет листвой уже целая роща – он вырастил порядка 300 особенных деревьев. Коллекция, которая начиналась из нескольких экзотов на балконе, теперь заняла территорию, приобретённой бонсаистом старой фермы.
«Я выращиваю деревья нашей полосы: берёзы, дубы, липы, боярышник, сосны, дикие яблони, груши и многие другие. Подходят практически любые виды, главное, чтобы у них были мелкие листья и густые ветви. В наши дни для бонсай используются обычные деревья, которые благодаря постоянным подрезаниям кроны и корней, а также различным другим методам становятся небольшими. Средняя высота их обычно от 40 сантиметров до метра. Видов бонсая очень много. От мини, который называется кэси-цубу и имеет размер до 2,5 сантиметров, до макси, носящим название бондзю и вырастающим более метра в высоту. При этом соотношение размера корневой системы и наземной части соответствует взрослому дереву в природе», – рассказал Игорь.


Бонсай – это искусство выращивания деревьев «в подносе» так, чтоб оно являлось миниатюрной и точной копией настоящего дерева. Оно возникло в Китае примерно в эпохе династии Тан (VIII—X вв.). Есть легенда, что император повелел создать миниатюрную империю со всеми деревьями, городами, реками и горами. Так появились мини-деревья. Буддийские монахи верили, что человек, выращивающий бонсай, приравнивается к богу, потому что мир – это сад Будды. Они познакомили японцев не только со своей верой, но и с необычным искусством. Оно стало очень популярным в этой стране. И в наши дни японцы уверенно удерживают звание лучших бонсаистов, создавших множество техник и стилей. Первая в мире выставка бонсай состоялась в Токио в 1914 году.
«Бонсай стал одним из направлений дендроарта. Мне ближе всего европейский стиль, потому что в нём используются те же деревья, что растут у нас, а ведь одно из условий в том, что деревья бонсай должны расти хоть и в горшке, но на улице. При этом они ведут себя, как самые обычные в лесу: желтеют, облетают, им нужно промерзание, защита от жуков и тли», –рассказывает Игорь.


Есть три варианта развития событий: дерево можно вырастить из семечка, черенка или изъятой из природы основы. Игорь предпочитает третий. Гуляя по окрестностям Оскола, он находит прикорневые части сломанных или спиленных деревьев. С помощью специальной технологии выкапывает пенёк, приносит в свой дендрарий и придумывает ему новый смысл. Он регулирует дальнейший рост растения, чтобы получить нужную форму и размеры, с помощью обрезки, прищипки ветвей, а также ограничения размеров корневой системы.
«Занимаясь формированием, я создаю некий образ, стремлюсь воплотить эмоции, чтобы люди, глядя на дерево, испытали духовный подъем, светлые чувства. К этому стремятся художники и скульпторы. Недаром бонсай называют живой скульптурой. Формируется дерево, как минимум пять-семь лет. До полного взросления проходит ещё примерно столько же. Помимо ветвей, очень важна работа с корнями. Они должны быть мелкими, расстилаться неглубоко под поверхностью, а часть их – над землёй, чтобы подчеркнуть мощь или зрелость дерева», – говорит мастер.
Игорь считает, что между деревьями и человеком может формироваться энергетическая связь. Лучшая музыка для них – пение птиц, шелест дождя, журчание ручейка. А когда он работает с деревьями, то включает классические, произведения, которые благотворно влияет на всех живых существ.


Недавно Игорь Ислентьев вернулся из Санкт-Петербурга. Там с 15 по 23 июля в Ботаническом саду Петра Великого в рамках фестиваля японской культуры «Бамбук на ветру» прошла его персональная выставка «Русский бонсай». Также в северной столице прошла международная научная конференция «Японские сады: ботаника, семантика, ландшафт», частью которой стала встреча «Бонсай в России». На ней старооскольский бонсаист поделился своими наработками с коллегами по увлечению, представив презентацию «Создание бонсай - краткий экскурс перевоплощения дерева из природы».
После возвращения Игорь намерен искать возможности, чтобы создать бонсай-парк в Старом Осколе. Конкретного плана у него пока нет, но воображение способно представить липы, дубы, ясени, берёзки высотой не более метра, художественно расставленные в горшках, между трав и цветов.
Реализация этой идеи требует финансовых вложений. Поэтому бонсаист ищет меценатов и спонсоров, чтобы дать возможность оскольчанам прогуливаться, созерцая пышные зелёные кроны-облачка бонсая и возвращая себе душевный покой.














