Отец Вячеслав взял за руки старушек. Встряхнул старческие ладони энергично, но бережно, как плещут воду. Батюшка делится уверенностью, силами. Говорит: «Бог поможет». Бабушки смотрят в его глаза и верят. Им становится легче.
В пункте временного размещения комнаты-распашонки. За одной дверью – ещё две или три. В каждой двухъярусные кровати. Людей много. Одиноких. С детьми. Пожилых. Им, наверное, труднее всего оказаться вырванными из тихого, привычного быта. Но налёты на Шебекино, Грайворон и приграничные сёла выбора не оставили. На месте родного дома у многих развалины. Пустота вместо жилища, как и в душе. Треснувший кувшин не наполняют водой. А вот расколотую душу лечит вера, которая, как известно, всё может. Поэтому и приходит сюда отец Вячеслав. Здесь его прихожане, кому он многие годы был пастырем, направлял и помогал укрепиться в вере.
Протоиерей Вячеслав Мокроусов – настоятель Свято-Никольского храма в Шебекино и больничный священник. Вместе с супругой Еленой и четырьмя несовершеннолетними детьми, младшему из которых всего пять лет, был вынужден эвакуироваться из города после одного из сильнейших обстрелов.
«Мы живём в частном доме. Когда обстрелы только начались, оборудовали комнату на первом этаже: заложили окна керамзитовыми блоками, поставили диванчик, там и пережидали все вместе. До майских праздников было терпимо: постреляют, мы пересидим и дальше занимаемся делами. А потом началось: один сильный обстрел за другим. В ночь с 7 на 8 июня прятались всю ночь. Было что-то невообразимое. От разрывов снарядов пол гудел и стены качались. Утром собрались и на своей машине выехали из города», – рассказал отец Вячеслав.
Отец Вячеслав погружается в воспоминания, становится серьёзным, собранным. Всего за несколько дней массированного обстрела в его волосах появилась седина. Это след той тревоги, которую он испытал за жену, детей, прихожан. Но чего нет, так это боязни за себя. Его жизнь – в руках Божьих. В псалме 22 так и сказано: «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной…»
«Нам было очень страшно. Но мы верующие люди, нас поддерживала молитва. Поэтому несмотря ни на что, паники не было. Насколько могли, спокойно собрались, погрузились и поехали. Тяжелее, конечно, детям. Но и они как будто понимали, что происходит и держались достойно. В тяжёлые моменты жизни верующий сильнее, потому что понимает, что не оставлен. Господь всегда с тобой и ты никогда не бываешь один. Эта уверенность крепка. Даже если дом развален и сам пострадал – это испытание. А возможна и гибель, и это тоже по воле Божьей. Человек зачинается и умирает по воле Его, это вообще не в наших руках. Мы благодарны Богу за то, что многие уцелели, а разрушенное восстановим», – честно говорит отец Вячеслав.
Сохранить веру в таких условиях очень нелегко. Трудно смириться с тем, что по воле Божьей такие беды. Испытание выпало всем наитяжелейшее: пережить трудности и сохранить веру. Какая из двух нош тяжелее? По силам ли будет людям справиться? И семье, и прихожанам отец Вячеслав говорит, что надо быть сплочёнными в сложившейся ситуации. Бодриться, держаться, побеждать главного внутреннего врага – соблазн потерять веру.
Отец Вячеслав временно переехал в Старый Оскол потому, что город ему практически родной. Он начинал священнический путь в Ильинском храме, затем служил в храме Пресвятой Богородицы села Ивановка. Кроме того, старший сын с семьёй несколько лет назад перебрался в наш город. Семья Мокроусовых поселилась доме протоиерея Сергея Шумских. Он настоятель храма Сергия Радонежского, где теперь служит в ранге священника и протоиерей Вячеслав. Для эвакуированных настоятель подготовил духовную литературу. Начал проводить службы прямо в ПВР, причастил детей и больных. Оставить прихожан и других людей без духовной помощи для него невозможно.
Отец Вячеслав человек стойкий. А силы черпает в уверенности, что Бог даёт ношу по силам, а значит, всё можно вынести и другим оказать поддержку.