У педагогов горячая пора – подготовка выпускников к экзаменам. На консультации приходят девяти- и одиннадцатиклассники, которые собираются сдавать историю и обществознание.
Учитель просит подождать окончания занятия. Сажусь на заднюю парту, чувствуя себя школьницей – так и тянет достать ручку, тетрадь и начать писать конспект. Появляется мысль, как у школьника: хоть бы не вызвали прямо сейчас. Но рассказывает Хорен интересно, поднимает ребят с мест, вместе с ними ищет ответ на заданный вопрос. И не подумаешь, что у него таких консультаций несколько в день и вопросы практически одни и те же. Ему самому интересно, а дети, видя заинтересованного взрослого, сами погружаются в пучину правовых норм и исторических фактов. Кроме уроков, школьники всегда могут обратиться к конспектам, вебинарам, презентациям по всем основным темам обществознания и истории. Они выложены в группе в соцсетях. Там же проходят дополнительные онлайн-занятия. А началась всё с противостояния со школьным учителем.
«Так сошлись звёзды, что в школе № 40, где я учился, работала историк Галина Станиславовна Зайцева. И никак я не мог добиться у неё пятёрки по предмету. Стал усердно учить историю, участвовать в олимпиадах, причём, со старшеклассниками. Очень увлёкся политикой и поступил в БелГУ на факультет политологии. Работать пошёл в старооскольский ЦМИ, где занимался организацией молодёжных мероприятий, сотрудничал с общественными организациями. Потом понял, что не столько политика мне интересна, сколько сама молодёжь. И я пришёл в школу», – рассказал учитель истории и обществознания старооскольского Центра образования № 1 «Академия знаний» им. Н. П. Шевченко Хорен Арутюнян.
Общий педагогический стаж у Хорена Арутюняна пока небольшой – шесть лет. Сначала работал в школе № 22, а последние два года в Академии знаний. Является классным руководителем физико-математического 11«А» класса.
Звенит звонок, школьники расходятся. Ученица 11 «В» Виолетта Шестакова пока не определилась с будущей профессией. Хочется что-то такое, чтобы было связно с историей и языками. Но у неё есть хобби – изучение загадочной египетской мифологии. А главное, она понимает, каким человеком хочет быть.
«У нас замечательный учитель истории – эрудированный, жизнерадостный, уважает нас и мы относимся к нему с уважением. Уроки стали увлекательными. Историческое прошлое людей огромно, разнообразно и это я поняла благодаря нашему учителю. Своим примером Хорен Артурович показывает, каким человеком надо быть. Многое знать, помогать другим, в том числе, делиться знаниями, иметь разностороннее развитие, увлечения, любимую работу. Не потеряться в этой жизни», – рассуждает Виолетта.
В пустом классе мы беседуем с Хореном. Он рассказал, что в качестве учителя участвует в конкурсе впервые. Справиться с заданиями помогли коллеги и ученики.
«Главная педагогическая идея, которую я представлял на конкурсе «Учитель года», – это глобальные компетенции. Важно не смотреть на ситуацию однобоко, представлять мир только в чёрном или белом цветах. Надо анализировать, размышлять, прежде, чем действовать, рассмотреть все «за» и «против». В век компьютерных технологий и интернета, на всех нас обрушивается огромный поток самой разной информации. Я стараюсь научить детей отделять важное от второстепенного, правду от лжи, оценивать риски, видеть, как плюсы, так и минусы», – говорит педагог.
Хорен Арутюнян отметил, что конкурс в этом году был сложный, в нем было больше заданий, чем обычно. В региональном этапе приняли участие 27 преподавателей из 22 муниципалитетов области. В финал вышли четыре белгородца и один староосколец. Всем финалистам глава региона Вячеслав Гладков вручил символ конкурса – памятный малый Пеликан, а также сертификаты на единовременную денежную премию в размере 500 тыс. рублей.