Local Logo
Новости Старооскольского городского округа Белгородской области
91.31
-0.38$
98.47
-0.09
+23 °С, ясно
Белгород

Культура пользования электросамокатами прижилась в Старом Осколе

20 мая 2023, 12:00Общество
Фото: Серафима Захарова

Отдельный свод правил появился в ПДД для этого вида транспорта.

Общественность разделилась на две группы. Одни утверждают, что самокаты – это удобное средство передвижения, вторые – что это источник повышенной опасности. Чем ближе лето, тем жарче споры по этому вопросу. Причём как на федеральном уровне, так и в масштабах детских площадок, в том числе в Старом Осколе. Хотя точного ответа на него нет.

Если брать общероссийскую статистику, в 2022 году зарегистрировано около тысячи ДТП с этими средствами передвижения, в них погибло 19 человек. Немало. Но по сравнению с привычными всем велосипедами это число почти в пять раз меньше. По аварийности электросамокаты серьёзно проигрывают.

Казалось бы, невеликого ума дело – ими управлять: оттолкнулся, зажал газ – и поехал. Но все не так просто! Этой весной электросамокаты, гироскутеры, моноколеса и сигвеи получили особый статус: теперь они «средства индивидуальной мобильности». Для которых в ПДД есть отдельный свод правил и даже свой дорожный знак. 

Дмитрий Ходыкин, майор полиции, инспектор группы исполнения административного законодательства отдела ДПС и ИАЗ Управления Госавтоинспекции УМВД России по Белгородской области, подчёркивает, что электросамокат – это уже не развлечение, а полноценное транспортное средство, хоть и индивидуальной мобильности. В нём должны быть исправны тормоза, задний фонарь, передняя фара. Есть и общие технические ограничения: скорость – не больше 25 км/ч, вес – до 35 кг при езде по тротуарам и специально отведённым дорожкам.

За нарушение правил дорожного движения для водителей таких средств предусмотрены штрафы до 1,5 тыс. рублей. Не спешились перед зеброй – 800 рублей. Строго запрещено катание двух человек на одном самокате. Езда в нетрезвом виде. Причём тут есть важный нюанс: если самокат имеет мотор мощностью более 250 Вт, он считается уже не средством индивидуальной мобильности, а мопедом! А потому за пьяную езду на нём можно лишиться прав и даже попасть под арест.

Катание на электросамокатах допускается по велодорожкам, при отсутствии таковых можно ездить по тротуарам, но там пешеходы имею приоритет. Если для них создаются помехи или есть угроза столкновения, пользователь электросамоката обязан спешиться или ехать не быстрее пешеходов. И в любом случае скорость не должна превышать 25 км/ч.

Движение по проезжей части допускается на участках с лимитом скорости в 60 км. То есть кататься по загородным трассам на электросамокатах нельзя, но можно ехать по обочинам вдоль них, при этом в тёмное время суток нужно иметь светоотражающий жилет. А вот права и шлемы необязательны, но желательны. 

На сегодняшний день, насколько нам удалось узнать, в Старом Осколе действует две прокатные компании. Их самокаты можно различить по цветам – оранжевые и фиолетовые. Причём последних в Осколе насчитывается порядка трёх сотен. Большинство расположено в новой части города – в парках, скверах, на автобусных остановках. За каждой точкой закреплены операторы, они следят за уровнем заряда аккумуляторов на самокатах, по необходимости приезжают и меняют их, проверяют техническое состояние несколько раз в день. Плюс равномерно распределяют количество машин по локациям. Неисправные или подозрительные устройства забирают.

Взять в прокат электросамокат несложно. Для начала необходимо скачать мобильное приложение сервиса проката. Их много и все они абсолютно бесплатные. Какой именно необходим для конкретного самоката, указанно на нем самом. В приложении выбираем тариф – для детских покатушек или недолгой езды выгоднее поминутный. Если же рассчитываете на долгую прогулку, то лучше оплатить почасовую аренду. Согласно данным общероссийской статистики, чеков за аренду самокатов стало больше, но суммы в них уменьшились. Скорее всего это говорит о том, что сейчас электросамокаты все же чаще берут не для прогулок, а для того, чтобы быстро добраться до места назначения.

Ирина Соболева, многодетная мама, категорически против электросамокатов в любом проявлении, будь то прогулки или поездки. Не покупает их своим детям и не рекомендует этого делать другим родителям. Говорит, насмотрелась на столкновения вдоволь. Окна квартиры Соболевых выходят на парк «Зеленый лог», часто там гуляют семьёй. Сбитые пешеходы и падения, по словам Ирины, в парке картина нередкая. Особенно возмущают маму отчаянные подростки, которые решаются на скоростные гонки вблизи детских площадок. Или покатушки во время праздников и большого скопления народа.

А вот Виктория Черненко уверена, что все дело в воспитании и ответственности. Разъяснив ребёнку правила, обозначив допустимую скорость, купив самокат, соответствующий возрасту, родители могут снизить возможные риски до минимума. По крайней мере, у неё с дочерью с этим проблем нет. Три года назад Виктория исполнила мечту 8-летней Вероники и подарила ей электросамокат на день рождения. Не скрывает, падения были, но не серьёзнее и не чаще, чем на обычном велосипеде.

О том, что электросамокаты набирают популярность, говорит даже общемировая статистика. Причём растёт не только сегмент проката этих транспортных средств, но и количество индивидуальных пользователей. 

Эдуард Митин, один из продавцов самокатов в Старом Осколе, подтверждает, что спрос на них в последнее время вырос. Конкуренцию велосипедам пока не составляют, но всё же. В продаже есть модели как совсем для малышей – от 4 лет, так и для взрослых. Максимальная скорость зависит от мощности электродвигателя. Измеряется в ваттах. Чем больше ватт, тем быстрее и тяжелее электросамокат. Есть модели, развивающие просто автомобильную скорость. Но Эдуард подчёркивает: в неумелых и безумных руках даже вилка – не столовый прибор, а холодное оружие. Что уж говорить про средства передвижения! Правила вождения, безопасности при продаже обязательно оговариваются, как и правила ухода за аккумуляторами, которые также требуют немалой ответственности и должного отношения. На сегодняшний день в России зарегистрированы десятки случаев их взрывов.

В Старооскольских больницах отдельный подсчёт пострадавших от электросамокатов не ведётся, но обращения далеко не единичны. В травмпункт чаще всего обращаются подростки и родители с детьми.

По словам старооскольца Александра Мишина, электросамокат у него посвился одним из первых в городе, около 7 лет назад. А потому студент-медик, кстати, будущий травматолог, без лишней скромности называет себя опытным водителем. Хотя вначале, признаётся честно, не обошлось без падений и ушибов. Да и улицы нашего города, по его мнению, далеко не самые приспособленные для быстрой езды. Сейчас Саша по ним катается редко, лишь приезжая на каникулы к родителям, но все же своими правилами безопасной езды поделился:

«Всегда держите обе руки на руле. Не отпускайте его! Ни в коем случае, даже при маленькой скорости, не берите в руки телефон или ещё что-то – отвлекает. Следите за дорогой, выбирайте максимально ровные участки. Хоть это и звучит, как брюзжание старого деда, всё же – соблюдайте скоростной режим! Для сравнения: падение со скорости 25 км в час – это всё равно, что падение с высоты 2,5 метра. Быстро реагировать и группироваться получается не всегда. А если ехать вдвоём, то, падая, нужно будет уворачиваться не только от железных частей самоката, но и от товарища по несчастью. Не лучший вариант. Оттого безопаснее всё же ездить одному», – рассказывает Александр.

Ездить лучше на специально отведённой территории, к примеру, в лесопарковой зоне за микрорайоном Космос, где есть специальные велодорожки и пешеходов немного. Раздолье для прогулок. Тем более, прокат и стоянка электросамокатов там организована. Кстати, завершив поездку, бросить самокат на дорожке просто так нельзя. Необходимо добраться до одной из парковок, указанных на карте в приложении. И лишь затем нажать кнопку «Завершить аренду», после чего поездка считается совершённой. Да, не забывайте сфотографировать самокат. Это страховка на случай неприятных ситуаций. Если другой клиент обнаружит поломку, фотография поможет доказать, что вы не виноваты в её появлении.

А в финале приведу факт из мировой практики. В 2018 году Париж стал первым городом в Европе, который разрешил операторам свободно сдавать электросамокаты в аренду через мобильные приложения. Но уже через пять лет, в 2023-м, в столице Франции прошёл референдум, на котором большинство участников поддержало запрет самокатов с мотором.

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Авторы:Серафима Захарова
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ОбществоВчера, 11:33
Вячеслав Гладов – о программе по обеспечению детей-сирот жильём
Материал
ОбществоВчера, 09:27
Вячеслав Гладков — о завершении отборочного интенсива в «Школе-21»
Материал
Общество2 мая , 12:49
Белгородцы смогут подать заявку на конкурс лекторов от Российского общества «Знание»