Шестилетняя хаски Аюта Серебристая Вьюга имеет паспорт и поколения элитных предков. Пятилетняя дворняга Лиза рождена от неизвестных родителей и в полуторамесячном возрасте оказалась на улице.
Аюта среднего размера, спокойная, добродушная. Лиза вдвое меньше и всегда настороже: не дай бог кто попробует увести её от любимых хозяев или забрать Аюту. Лиза сразу даст понять, что она об этом думает: зарычит и покажет клыки, стараясь предотвратить недоброе.
Хозяин Марк Борисов рассказал, что порой оставляет собак привязанными возле магазина. Люди хотят Аюту погладить, но Лиза не разрешает, защищает. Хотя она никого не кусала и не собирается, тем не менее не любит, когда к Аюте подходят чужие. Люди часто впадают в две крайности. Или пугаются собаки, хотя она им ничего не сделала и не собиралась, или лезут к чужой, не зная её характера и не представляя, как она может отреагировать. Марк советует, если собака бездомная, которая мирно сидит или бежит по своим делам, не трогайте её, только и всего. А если у неё есть хозяин, а вам захотелось погладить пёсика, спросите разрешения. И детей научите этим правилам.
Семья Борисовых, Марк и Виолета, страстные собачники с детства. Перед свадьбой жених сделал невесте подарок – купил щенка хаски.
«Собаку взяли для души, для домашнего уюта Жили тогда в съёмной квартире. Хозяин был не против. Мы понимали, сколько хлопот будет со щенком: приучать к туалету на улице, гулять дважды в день, следить за состоянием шерсти и, конечно, счищать её со всех поверхностей. Но всё это перевешивает та любовь, которую мы получаем от собак», – вспоминает Марк.
Лиза появилась в семье, когда Аюте уже был год. Супруги хотели приобрести корги или джек-рассел-терьера. Но Марк увидел в соцсетях щенка. О нём писали, что прибился к магазину и если никто не заберёт, его увезут в деревню. Когда Марк позвонил, люди, давшие объявление, уже были на полпути в село. Они согласились вернуться. Так брошенная собачка обрела надёжный дом.
«Аюту я брал супруге, но собака выбрала хозяином меня. При этом как многие хаски, она довольно самодостаточна. А вот Лиза – семейная. Мы ложимся – и она с нами. Идём на кухню – и она туда. Желает принимать участие во всех делах», – сказал Марк.
Он считает, что у собак разные характеры, хотя, конечно, породные особенности есть. Характер хаски сформировался в условиях, когда зимой она нужна для перевозок, а летом предоставлена сама себе, чаще всего и на самостоятельном прокорме. Отсюда и тяга к путешествиям. С такой собакой важно гулять достаточно, чтобы она с одной стороны получила массу впечатлений и набегалась, а с другой – не перевозбудилась из-за слишком длительной прогулки. Конкретно Аюта – хитренькая продуманка. Команды выполняет, когда ей выгодно. Может убежать от жены, если она отпустит её с поводка. При этом за шесть лет съела лишь три пары дешёвых тапочек и один интернет-кабель. А Лиза вообще игнорируют вещи.
Когда супруги обдумывали возможность взять вторую собаку, то делали это отчасти потому, что Аюта скучала одна и устраивала сольные вокальные выступления. Теперь, когда собак две, они… концертируют дуэтом. К счастью, совсем недолго: поскулят первые несколько минут после ухода хозяев, а потом успокаиваются в своей компании.
«Мы прекрасно адаптировались друг к другу. Любим наших собак, а они делают нас лучше: терпимее, добрее и мудрее», – считает Марк.