Local Logo
Новости Старооскольского городского округа Белгородской области
92.13
-0.37$
98.71
-0.20
+16 °С, облачно
Белгород

Психолог из Старого Оскола рассказала об особенностях воспитания средних по возрасту детей

29 января 2023, 09:11Общество
Фото: Светлана Пивоварова

Как бы родители ни готовили первенца к появлению в семье братика или сестрёнки, всё равно в большинстве случаев для старшего это будет стресс.

Психолог из Старого Оскола рассказала об особенностях воспитания средних по возрасту детей. Есть много стереотипов о том, какими вырастают дети в зависимости от роли, отведённой им в семье. Считается, что если это единственный ребёнок, то он будет эгоистом, если старший – вырастет ответственным, младший – капризным. А что мы знаем о средних детях? 

О связи между порядком рождения детей и развитием личности каждого из них первым задумался Альфред Адлер, австрийский психиатр и психолог, основатель школы индивидуальной психологии и один из основоположников современной психотерапии. Он допустил, что положение ребёнка в семье связано с теми или иными специфическими проблемами, каждая из которых разрешается в разных семьях похожим способом. Таким образом, порядком рождения определяется тот или иной вектор развития личности.

Педагог-психолог старооскольского Центра психолого-педагогической медицинской и социальной помощи Марина Григорович в своей практике встречала немало семей, где воспитывается трое ребят. И заметила, что чаще всего родители приходят на консультацию по поводу вопросов воспитания именно средних детей. Оказывается, проблема в том, что именно им родители уделяют меньше всего внимания.

«Начнём со старшего ребёнка. Пока он растёт один в семье, воспитывается как единственный. Соответственно, какое-то время он пользуется неограниченным вниманием со стороны родителей, бабушек, дедушек как первенец. Очень часто в старших детях родители стараются реализовать свои амбиции, отдают их в различные кружки и секции, стремясь максимально раскрыть таланты», – отмечает Марина Викторовна. 

С одной стороны, это хорошо, но с другой – на детей ложится ответственность за реализацию родительских ожиданий. Важно, чтобы у ребёнка не возникло страха не оправдать их. Нужно поддерживать детей, показывать свою любовь к ним, даже если им что-то не удаётся.

Психологи считают несомненным плюсом для старшего ребёнка, пока он растёт в семье единственным, то, что он много времени проводит с родителями, бабушками, дедушками. Общение со взрослыми развивает его коммуникативные навыки. В дальнейшем эти дети достаточно успешно взаимодействуют с людьми, причём независимо от возраста. Кстати, зарубежные психологи выяснили, что подавляющее большинство топ-менеджеров крупных компаний были старшими или единственными детьми в семье.

Но вот в семье рождается второй ребёнок. Марина Викторовна говорит, что как бы родители ни готовили первенца к появлению в семье братика или сестрёнки, всё равно в большинстве случаев для старшего это будет стресс, ведь теперь значительная часть родительского внимания переключена на младшего ребёнка

Распространённая ошибка родителей – резко менять отношение к первенцу, внушая ему, что он теперь старший, помощник. Но первый ребёнок и сам может быть ещё совсем маленьким. Согласитесь, неправильно требовать взрослости от 6–7-летнего человека, а уж если малыш в 3–4 года стал старшим, то это «звание» совсем уж для него номинально. Он живёт эмоциями, хочет внимания, тепла, физического контакта. Недополучая всего этого, малыш может нервничать или злиться на родителей. Не забывайте, что с ним тоже нужно поиграть, уделить внимание.

Кстати, Марина Григорович поделилась интересным наблюдением: когда между первым и вторым ребёнком большая разница в возрасте, каждый из них растёт в семье, по сути, как единственный ребёнок. Есть плюс и в минимальной разнице в возрасте: у погодков понятия «старший» и «младший» нивелируется, и это даёт толчок к выстраиванию между ними партнёрских отношений.

А что происходит, когда в семье рождается третий ребёнок? Первенец привык к роли старшего, поэтому для него это уже не такая сильная травма. К тому же ему родители начинают уделять больше внимания в силу того, что он уже, скорее всего, школьник или готовится им стать. А второй ребёнок уже привык быть младшим, но появляется кто-то младше него. В то же время роль старшего ребёнка в семье уже занята. Внимание родителей отдано самому младшему в силу его возраста и первому, которому нужно помогать с учёбой.

В плане кружков и секций средний ребёнок тоже может оказаться обделённым: свои амбиции родители реализовали в старшем, позволив второму своему чаду просто наслаждаться детством, а теперь, с рождением третьего ребёнка, и вовсе не до развития среднего. Бывает, что в таком незаметном для взрослых положении средний ребёнок пребывает годами. Растёт вроде бы беспроблемным: уже нет младенческих капризов, но ещё не проявляются подростковые особенности характера. Но именно с ним родители потом приходят к психологу. Проблемы возникают на почве того, что ребёнок не может определить своё место в семье. Родители усугубляют ситуацию – становятся непоследовательными в его воспитании.

«Есть такой психологический тест, когда мы просим ребёнка изобразить себя и свою семью в виде геометрических фигур – кругов. Важно, как ребёнок располагает на листе эти круги, какого они размера. Одни дети рисуют фигуры близко друг к другу, у других они разлетаются по разным сторонам листа. Это показатель уровня эмоциональной связи в семье. Для средних детей характерно изображение себя вдали от всех, в некоем подвешенном состоянии. Это показатель того, что дети не могут определить своё местоположение: им достаточно сложно выстроить отношения с другими детьми. Средний теряет и в общении с родителями. В итоге ребёнок может быть неинициативным, уединённым, пассивным», – рассказывает Марина Григорович. 

Вывод здесь один: внимание нужно уделять каждому из детей. Вне зависимости от возраста, все они хотят родительской любви и заботы. Старайтесь замечать своего ребёнка не только, когда он капризничает, но и когда ведёт себя хорошо, тем самым вы будете подкреплять его положительное поведение. Найдите и развивайте таланты в каждом, ведь неталантливых детей не бывает. А опыт некоторых многодетных семей показывает, что наладить отношения между детьми помогает семейное времяпрепровождение: поиграйте все вместе в настольные игры или езжайте на природу. Тогда каждый из детей будет счастлив и почувствует, как это здорово, – быть частью большой дружной семьи. И не важно, старший ты, средний или самый младший.

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Авторы:Светлана Пивоварова
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ОбществоСегодня, 17:01
Вячеслав Гладков наградил 10 победителей регионального проекта «Ты в ДЕЛЕ!»
Материал
ОбществоСегодня, 12:54
Администрация Старого Оскола ответила на вопрос местных жителей по дорожному ремонту
Материал
ОбществоСегодня, 12:43
Педагоги Старооскольского горокруга смогут рассказать о методах своей работы в новом сезоне ФКР