Оскольский край

Правительство РФ сможет признать электросамокаты источником повышенной опасности

23 июня , 15:00ОбществоФото: Александр Ивановский

Данный вид транспорта могут снабдить номерными знаками, ввести возрастные ограничения и особую категорию прав на управление ими. Эти предложения разрабатываются в Совете по правам человека при президенте России, вскоре их направят в правительство.

Июньская статистика

Первый летний месяц 2022 года. 14 июня в Свердловской области ребёнок на самокате врезался в иномарку. Мальчика увезли в больницу с переломом ноги. Ранее, 5 июня, после столкновения с самокатчиком скончалась 83-летняя москвичка. А 11 июня всё по той же причине с территории ВДНХ с сотрясением мозга, переломом лобной кости и ключицы госпитализировали пятилетнюю девочку. В печальную сводку внесли свою лепту и старооскольцы. 2 июня в микрорайоне Жукова 39-летний мужчина на электросамокате врезался в припаркованный автомобиль и пробил головой лобовое стекло. По словам очевидцев, столкновение произошло из-за того, что владелец самоката отвлёкся на телефон. Похожие происшествия зафиксированы и в других городах.

Большая часть дорожно-транспортных происшествий с участием электросамокатов происходит из-за их внезапного появления на дороге, несоответствия скорости конкретным условиям движения, несоблюдения очерёдности проезда и малой заметности в транспортном потоке, говорится в информационно-аналитическом обзоре Научного центра безопасности дорожного движения МВД России.

Чаще всего в такие ДТП попадают молодые люди, 43% пострадавших – в возрасте от 20 до 34 лет. Более 70% происшествий и 55% погибших в них зарегистрировано в светлое время суток. Всего в 2021 году зафиксировано 672 ДТП с участием таких транспортных средств, что почти на 68% больше, чем годом ранее.

Есть ли правила?

На федеральном уровне статус средств индивидуальной мобильности (к ним, помимо электросамокатов, относятся электровелосипеды, гироскутеры, моноколеса и т.п.) чётко не определён. Есть прецедентное решение Верховного суда РФ по одному из происшествий, из которого следует, что электросамокаты с мощностью двигателя больше 250 Ватт необходимо относить к мопедам со всеми вытекающими последствиями –  необходимостью передвигаться по проезжей части, иметь шлем и права категории «М», которая появилась в водительских удостоверениях девять лет назад. «М» – значит мопеды. Получить её можно с 16 лет. При этом если у вас есть права любой другой категории, отдельно сдавать на «эмку» не нужно.

Под эту категорию попадают не только классические мопеды, но и электросамокаты с мощностью двигателя от 250Вт до 4кВт.

Что такое самокат мощностью больше четверти киловатта? Почти любая современная модель по цене от 25 тысяч рублей. А вот верхний предел в 4000 Вт – это уже дорогие электросамокаты: с толстыми колёсами, возможностью поставить сиденье, развивающие скорость до 50-70 км/час. Для сравнения: на 250 Вт получится разогнаться в лучшем случае до 25 км/час, что считается приемлемо безопасным.

В прошлом году в ряде городов, в том числе и в Белгороде, ввели ограничения для электросамокатов, в частности, по скорости передвижения. Однако нельзя сказать, что это серьёзно повлияло на ситуацию.

«Системы контроля и дорожных знаков отсутствуют, статус участника дорожного движения не определён. Скорость якобы ограничена, но по факту все продолжают нестись – мы это видим по последним происшествиям, в которых страдают и дети, и пожилые люди. Не соблюдаются правила дорожного движения. ГИБДД не может это полноценно контролировать, ведь на каждом перекрёстке не поставишь сотрудника, а по камерам нарушителей тоже отследить сложно», – поясняют сотрудники автоинспекции.
Фото: Александр Ивановский

Удобно и быстро

С мая Антон Степанов передвигается по Старому Осколу только на электросамокате. Удобно, современно, быстро. На электроходу от дома на Восточном до работы на Комсомольском проспекте получается добраться всего за 20-25 минут. По проезжей части разгоняется до 35 километров в час, чтобы не создавать помехи автотранспорту. Там, где есть пешеходы, старается не спешить.

«По тротуарам, в скверах и парках катаюсь со скоростью около 10 километров в час. Понимаю, что в таких местах могут быть дети, пожилые люди, просто невнимательные пешеходы. Нужно успеть вовремя среагировать и не допустить столкновения», – рассказал Антон Степанов. 

Пенсионер Николай Степанович – заядлый рыбак. Говорит, что раньше ездил на водоёмы на пригородных автобусах, но потом решил приобрести электросамокат с сиденьем и багажником. Скопил и купил. Теперь добираться получается пусть и не так быстро, зато не привязан к расписанию автобуса.

«До водохранилища и обратно зарядки аккумулятора вполне хватает. Езжу в шлеме, быстрее 35 километров не разгоняюсь. Опасно, да и возраст уже не тот»,  – рассказал Николай.

Итак, никто из наших собеседников не лихачит, на проезжей части все соблюдают осторожность. Кто же тогда попадает в ДТП?

По данным МВД, более 80% происшествий с участием электросамокатов происходит на пешеходных переходах, во дворах жилых домов или при выезде из них.

Самокат напрокат

В прошлом году в России приобрели более четырёх с половиной миллионов электросамокатов, и это только официальная статистика. Число средств индивидуальной мобильности (СИМ) значительно выросло с развитием шеринговых сервисов. Пункты выдачи самокатов напрокат появились и в нашем городе.

«Работаем в Старом Осколе с прошлого года. Электросамокаты набирают популярность, но не только для развлечения. В первую очередь, это мобильность, возможность в условиях города добраться из точки А в точку Б. Скажем, на работу или по срочным делам. Поэтому парковки у нас не только в парках и скверах, но и на остановках общественного транспорта. Пока размещаем их в новой части города, в перспективе планируем освоить юго-запад», – рассказывает Дмитрий (фамилию просил не указывать – примеч. ред.) коммерческий директор компании, занимающейся организацией кикшеринга в Старом Осколе.

Правила и условия пользования электросамокатом, взятым напрокат, достаточно прозрачно прописаны в пользовательском соглашении. В частности, СИМ нельзя получить в аренду несовершеннолетним, нетрезвым, на самокатах нельзя перевозить детей и выезжать на автодороги общего пользования.

При этом особо указано, что электросамокат является средством повышенной опасности, а пользователь обязан соблюдать правила дорожного движения и несёт полную ответственность за ущерб, причинённый своему здоровью и имуществу, а также другим людям. Отдельной строкой прописана и ответственность в случае самовольного предоставления взятого напрокат самоката несовершеннолетним.

«Недавно видел, как оформившая на себя самокат женщина передала его подростку. Сделал замечание. Для таких случаев у нас предусмотрены штрафные санкции. При повторном нарушении блокируем возможность пользования услугой. В ночное время на дорогах попадались и пьяные самокатчики, а это уже реальная угроза для окружающих. Для пешеходных и парковых зон на наших самокатах стоит ограничитель по скорости – 15 километров в час. Но уверен, что безопасность в первую очередь зависит от действий того, кто находится за рулём», – привёл пример Дмитрий.

К слову, 20 июня этого года суд в Тюмени приговорил 27-летнего местного жителя к условному сроку за езду на электросамокате в состоянии алкогольного опьянения. Ранее таким нарушителям суды назначали исправительные работы, штрафы или административный арест.

Фото: Александр Ивановский

В минувшую среду в 8 утра молодой человек на электросамокате налетел на женщину, идущую по аллее в районе ТЦ «Оскол». Об этом сообщили свидетели происшествия в соцсетях: «Удар был жуть, она упала плашмя, и вдобавок он завалился на неё со своим самокатом! Она после села на лавку, а он уехал, как я понимаю, не предложив никакой помощи!». Виновник происшествия попал на видео, надеемся, справедливое возмездие его не минует.

Авторы:Александр Ивановский