Local Logo
Новости Старооскольского городского округа Белгородской области
92.26
-0.33$
99.71
-0.56
+18 °С, ясно
Белгород

Старооскольский ледовар рассказал о тонкостях и секретах профессии

16 января 2022, 11:51Общество
Фото: Светлана Пивоварова

Оказывается, чтобы залить каток (имеется в виду, конечно, обновление его поверхности, а не заливка с нуля), требуется в среднем тонна воды!

Только что залитый лёд — самый скользкий. Сперва по нему полетят стремительными птицами коньки. А потом, когда их обладатели уйдут с румяными щеками и приятной усталостью, наступит время фигурного катания важного персонажа – ледового комбайна.

Его горделивое движение по заранее выверенной траектории завораживает. Агрегат легко превращает взбитый коньками в снежную пену лёд в идеально гладкую блестящую поверхность.

Управляет чудо-машиной Евгений Бончев. Он всю жизнь трудился водителем, трактористом, а в последние пять лет неразлучен с необычным комбайном, который круглый год обрабатывает ледовое поле. Его должность называется «машинист ледорезной машины». А редкая в нашем городе профессия, представители которой отмечают свой профессиональный праздник 16 января, называется ледовар. Об этом празднике помнят родные Евгения – супруга и двое детей. Не забывают поздравить его и сотрудники, а ещё хоккеисты и фигуристы, которые занимаются на ледовых аренах Дворца спорта «Аркада». Евгений Бончев считает, что работа с техникой – его призвание. Хорошо разбирается в устройстве любых автомобилей в целом и ледового комбайна – в частности.

Фото: Светлана Пивоварова

Мы расспросили ледовара о тонкостях и секретах его профессии. Их оказалось немало.

«Во время очередной заливки нужно смотреть на состояние льда – в одном месте больше срезать, в другом – вовсе убрать нож, где‑то больше долить воды, а где‑то, наоборот, убавить её подачу, – объяснил он. – Машина выполняет сразу несколько функций: собирает открошившийся лёд с поверхности катка, подрезает ледяное полотно, потом промывает его и только после этого заливает – ороситель подаёт воду, которая равномерно растягивается тканью. Я уже знаю, в каких местах в большей степени выбит лёд фигуристами, а где особенно постарались хоккеисты – после них на льду остаётся снежная каша».

Оказывается, чтобы залить каток (имеется в виду, конечно, обновление его поверхности, а не заливка с нуля), требуется в среднем тонна воды! Ледовый комбайн вмещает в себя тонны полторы – столько уходит, если поверхность льда значительно повреждена. А, например, после свободного катания небольшого количества людей ледяное зеркало может практически и не пострадать – тогда на заливку уйдёт примерно полтонны воды. У ледорезной машины есть отсек ещё и для снега, который она собирает с поверхности катка. Процесс заливки занимает минут 10–12. Ещё минут 5–7 требуется, чтобы вода замёрзла.

Ледовый комбайн ездит на шипованной резине. Иначе нельзя – скользко! И так же, как на обычном автомобиле, машинист должен соблюдать скоростной режим, ведь если разогнаться, можно и в бортик врезаться. Евгений Бончев хорошо чувствует технику. Если нужно покрыть поверхность тонким слоем воды, он несколько увеличивает скорость, сбавляя её на поворотах, чтобы не занесло. Если же хоккеисты или фигуристы постарались на славу, и на льду остались значительные выбоины, тогда нужно пройти эти участки медленно, заполнить ямки водой.

«Воды наливать нужно в меру, чтобы не наращивать толщину льда, ведь тогда увеличится нагрузка и на оборудование, которое охлаждает всю эту ледяную массу. Толщина льда на арене должна быть от 5 до 8 сантиметров, – отметил ледовар. – Периодичность заливки различная. Например, когда идёт хоккейный матч, заливать каток нужно после каждой игры, которая длится один час пятнадцать минут. У фигуристов – в зависимости от длительности их тренировки. Когда свободное катание, смотрим по состоянию льда. Можем через три часа залить, а можем и через час».

Фото: Светлана Пивоварова

Поскольку в «Аркаде» недавно открылась вторая ледовая арена, мы поинтересовались у Евгения, каким образом готовилось основание под неё и какова технология заливки льда с нуля. Оказывается, подо льдом проложен… тёплый пол! Да, да! Его строители уложили на бетонное основание, сверху – утеплитель, затем – снова бетонная стяжка, на которой уже разместили холодильную установку и опять забетонировали. Финишным покрытием многослойного торта стал лёд, который заливали несколькими слоями. Нижний слой – выравнивающий. На него наносится специальная белая краска, которая, собственно, и придаёт катку тот самый белый цвет, который мы привыкли видеть. Потом ещё несколько миллиметров воды. После того как этот слой замёрзнет, на него клеят линии разметки и рекламные изображения. Сверху постепенно намораживается последний, самый толстый слой ледового покрытия.

Так зачем же подо льдом тёплый пол? Оказывается, он не позволяет холоду, который вырабатывает холодильная установка, опускаться вниз. Кстати, температура воздуха на катке круглый год держится примерно 10–120С выше нуля.

Для сведения: День ледовара не случайно празднуют 16 января. В этот день родился американец Фрэнк Замбони, который в середине XX века изобрёл ледовый комбайн. Он был создан для восстановительных работ над покрытием катка и значительно облегчил работу заливщиков.

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Читайте также
Выбор редакции
Материал
Общество26 марта , 11:40
Вячеслав Гладков и Александр Сидякин осмотрели логистический центр распределения гуманитарного груза
Материал
Общество25 марта , 11:43
Вячеслав Гладков: «Завершился очередной этап этого проекта «Ты в ДЕЛЕ!» – выбраны 33 финалиста»
Материал
Происшествия23 марта , 01:02
Одно из предприятий Старооскольского городского округа подверглось атаке со стороны ВСУ