Первый Всероссийский форум классных руководителей собрал в Москве 1 000 педагогов из 85 регионов страны и города Байконур (Казахстан). Масштабное мероприятие для классных руководителей на федеральном уровне проводилось в октябре впервые по инициативе президента РФ Владимира Путина. Заявки на него стекались со всех уголков страны, всего жюри просмотрело более 21 тысячи заявлений, отбор прошли только 1 000 педагогов (более 50 тыс. учителей присоединились к мероприятию онлайн). Из Белгородской области в нём участвовали 9 преподавателей, один из них – учитель начальных классов гимназии №18 Оксана Коломникова. Она впервые переступила порог гимназии в 2002 году.
«Сразу после окончания Старооскольского педагогического колледжа меня пригласили на работу сюда. В университете училась заочно, – рассказала Оксана Коломникова. – С самого детства хотела стать учителем, все играли в дочки-матери, а я рассаживала перед собой игрушки, чертила журнал, ставила оценки, хвалила своих учеников. В выборе своей профессии я не сомневалась».
Встреча с первым учителем остаётся в памяти человека на всю жизнь. Именно этот педагог становится проводником в бурный поток школьной жизни, в который они попадают, приходя в первый класс. Оксана считает, что учитель начальных классов должен всей душой любить ребят.
«Ты становишься не только классным руководителем, но и второй мамой для них. Важно быть отзывчивой, доброй, уметь понять и принять другую точку зрения. Конечно, учитель должен давать знания на должном уровне, потому что в начальной школе закладывается база. Если сейчас чему‑то не научу, привить это в старших классах будет сложно», – отметила она.
Форум объединил активистов школьного образования, которые на протяжении двух дней общались во время проведения круглых столов. А ещё — искали ответы на актуальные вопросы в сфере педагогики и обменивались опытом.
«Я очень рада, что попала на этот форум. Учитель должен постоянно развиваться. Я не только получила много знаний, которые буду применять, но и ощутила значимость своей профессии. После приветственных слов министра просвещения Российской Федерации Сергея Кравцова, различных деятелей культуры и искусств, – рассказала Оксана. – В программе было множество лекций, дискуссий по темам воспитания школьников и профессиональной этики, ораторского искусства классного руководителя, формирования здорового образа жизни у школьников, социализации и инклюзии детей, рассуждали о применении в школе гаджетов. Уделяли внимание запросам классных руководителей, которые они обозначили при регистрации на мероприятие».
Каждый из спикеров не просто рассказывал о формах работы, он давал конкретные ссылки на интернет-ресурсы. Педагоги увезли с собой целый банк данных классных часов, родительских собраний и обучающих видеороликов.
«Обсуждение использования в школе гаджетов было особенно актуально, потому что сейчас только с мелом у доски учитель не сможет заинтересовать детей. Мы должны обращаться к разным образовательным ресурсам. Благодаря губернатору нашей области в школах появились мобильные компьютерные классы. Мы реализуем проект «Алгоритмика», и каждый ребёнок занимается за компьютером индивидуально. Удобно, что те дети, которые пропустили уроки, могут посмотреть их онлайн. На форуме известные блогеры учили нас, как сделать видеоуроки доступнее и интереснее. Речь учителя не должна быть монотонной. Если добавить в урок яркие моменты, мультипликацию – это разнообразит контент», – рассказала Оксана.
По итогам форума был принят меморандум, в создании которого участвовали сами педагоги. Многие тезисы проекта обсуждали на форуме и в чатах.
«Организация форума меня поразила, всё было грамотно устроено. После каждого круглого стола у нас была возможность пообщаться с коллегами, приехавшими из других городов, поделиться методическими идеями и находками, обменяться опытом и знаниями. До сих пор в сообществах форума на сайте «ВКонтакте» и телеграм-канале еженедельно выкладывают вебинары с интересными людьми, обсуждают вопросы классного руководства. Сейчас мы делимся друг с другом идеями украшения кабинетов к Новому году. Большое спасибо модераторам групп, которые задают доброжелательный тон общения».
Оксана считает, что классный руководитель каждый день принимает вызов времени. И должен ему соответствовать.
«Я применяю игровые технологии в своей работе и на уроках, и на переменах. Это помогает ребятам расслабиться, а мне — установить с ними доверительные отношения. Мы с удовольствием разыгрываем литературные произведения на уроках чтения, отправляемся в заочное путешествие, когда изучаем окружающий мир, – рассказала педагог. – Кроме того, постоянно записываем видеообращения нашим мамам, папам и бабушкам. А ещё деткам, которые сейчас находятся на больничном. Называем это открытый микрофон: каждый ребёнок желает своим товарищам скорейшего выздоровления, рассказывает последние новости. У меня это занимает несколько минут, а деток очень радует. Благодаря таким моментам складывается дружный коллектив. Когда знаешь, что у тебя есть друзья – в школе находиться гораздо приятнее».
Когда попадаешь в 4 «А», сразу обращаешь внимание на то, с какой непосредственностью ведут себя подопечные Коломниковой. Это весёлые, интересные, коммуникабельные ребята, которые с радостью идут на контакт.
«В современных реалиях ребёнок должен уметь отстоять свою точку зрения, иметь позицию по любому жизненному вопросу. Если сейчас я буду воспитывать детей так, чтобы они безропотно со мной соглашались и боялись что‑то предложить, потом им будет очень трудно перестроиться. С самого первого дня выстраиваю диалог так, что ребёнок осознаёт – он личность, которая должна уметь высказывать свою точку зрения, но при этом уважать старших и мнение других. Ребёнок должен с самого детства уметь делать выбор, понимать, что такое хорошо и что такое плохо, что можно, а что нельзя, и если нельзя, то почему».
Современная, интересная, неравнодушная к своему делу Оксана не стоит на месте и постоянно развивается. В 2017 году она стала победителем городского конкурса «Учитель года» и лауреатом областного, победителем приоритетного национального проекта «Образование», заняла первое место в муниципальном конкурсе классных руководителей в 2018-ом. Творческой энергии педагога, кажется, нет предела.