Татьяна Бордунова с улицы Стойло попросила старооскольцев о помощи. Жильцы квартир не задумываются о том, каково это – жить без ванной и туалета. Вода, отопление, возможность принять душ не кажутся нам роскошью. А для Татьяны собственный санузел – мечта, которая остаётся несбыточной.
27-летняя жительница улицы Стойло, обратилась в редакцию газеты «Зори». Девушка – инвалид первой группы, живёт в своём доме с мамой Натальей и двумя младшими сёстрами. Дом старый и ветхий, требующий ремонта, своими силами семье с этим не справиться.
«Мама воспитывала нас одна, папы не стало очень давно, – рассказала Таня. – Мне жалко маму, она бьётся из последних сил, чтобы поднять нас».
Татьяна редко бывает на улице, потому что дверные проёмы в доме очень узкие, инвалидная коляска в них не проезжает. Крыльцо довольно высокое, пандуса нет. Маме девушки тяжело спускать и поднимать Таню по высоким ступеням.
«Здоровье меня начало подводить, с больной спиной очень тяжело справляться с инвалидной коляской, – посетовала Наталья Николаевна, мама Тани. – Вода у нас только во дворе. В сильные морозы два раза в день отогреваем колонку кипятком. Вещи возим стирать к старшей дочери в город. Летом гораздо проще, дом просыхает, а зима для нас – настоящее испытание».
Кухня располагается в маленькой пристройке при входе. Температура воздуха там практически такая же, как и на улице. Сама пристройка осыпается, из‑за высокой влажности на стенах не держится шпаклёвка. В комнатах тоже достаточно холодно, углы покрыты чёрной плесенью. Картина удручающая, учитывая, что в таких условиях вынуждены жить дети.
«Моя самая большая боль – отсутствие туалета и ванной. Удобства у нас только на улице, а я из дома выйти не могу, – пожаловалась Таня. – Мне так хочется искупаться нормально, а не так как сейчас. Мама стелет клеёнку на пол, сверху кладёт тряпку, ставит стул, сажает на него меня и вот так вот купает. Это невыносимо тяжело».
Девушка со слезами на глазах рассказала нам свою историю. Инвалидом-колясочником она стала после ужасной трагедии, которая перевернула всю её жизнь. Тогда ещё 17-летняя студентка первого курса жила полноценной жизнью. У неё так же, как и у любой другой девочки в её возрасте, были мечты и планы на будущее. Она познакомилась с парнем, который долго ухаживал за ней, но всё сложилось не так, как в сказках. Молодой человек в порыве злости зверски избил Таню, практически не оставив на ней живого места. Она провела в коме почти два месяца, у неё была черепно-мозговая травма с гематомой. Локоть собирали по кусочкам, теперь у девушки практически не двигается левая рука. Помимо этого, врачи сказали, что из‑за сильнейшего стресса Таня перенесла инсульт. Она заново училась говорить, сидеть, держать ложку. Парня посадили на 5,5 лет, суд обязал его выплатить 520 тыс. рублей потерпевшей.
«Но он практически ничего не отдал, пока сидел, что‑то переводил, а как освободился – и вовсе перестал, – рассказала мама Тани. – Судебные приставы говорят, что он нигде не работает и нигде не прописан. Кроме того, никакие деньги не вернут моей Танечке возможность ходить».
До трагедии семья жила в селе Верхне-Чуфичево. Дом находился в санитарной зоне Стойленского ГОКа, в 2011 году Бордуновым выплатили компенсацию на покупку нового жилья. В этом же году они переехали на улицу Стойло.
«Деньги дали очень хорошие, – сказала Наталья Николаевна. – Но в Чуфичево нас было прописано много, и мы поделили их на пятерых. Мой отец на тот момент уже был парализован, и для родителей мы искали квартиру на первом этаже. Суммы, которая осталась, мне и моим детям хватило только на это жильё».
Всего у Натальи Бордуновой пятеро детей. Таня – самая старшая. Сын Андрей работает и снимает себе квартиру. 22-летняя Екатерина тоже живёт отдельно, помогать матери финансово у неё нет возможности: у них с мужем маленький ребёнок и ипотека. В доме с матерью остаются ещё 18-летняя Даша, которая учится в техникуме на повара, и самая младшая в семье – Маша, в этом году она заканчивает пятый класс.
«Компьютера у нас нет, есть только один телефон с выходом в интернет. Мы бережём его, как зеницу ока. До этого у нас был ещё и планшет, но у него батарея вздулась, – рассказала мама девочек. – Когда младшую дочь перевели на дистанционное обучение, мы с трудом справились. Нам помогла дочка Катя, звонила и диктовала задания, а мы ей отправляли решение с телефона. Денег на покупку ещё одного устройства просто нет».
Наталья Николаевна хотела использовать материнский капитал на улучшение жилищных условий, чтобы расширить и утеплить коридор, провести в дом воду. Но для этого нужно собрать массу справок, а это очень дорого. Сейчас семья живёт на пенсию Тани и детские, которые выплачивает государство.
То, что произошло с Таней Бордуновой, не укладывается в голове. Поддержать семью некому, надежда только на благотворителей. Если у кого‑то есть возможность и желание помочь, обращайтесь в редакцию газеты «Зори».